Томас Джейн в захватывающем триллере «Территория тьмы 3D».
«Кошмары начинаются там, где кончается шоссе...»
От продюсера фильмов «Предчувствие» и «Широко шагая»
Территория тьмы представляет собой захватывающую историю одной ночи, когда путешествие молодоженов обернулось неприятностями, а сами они внезапно заблудились где-то на проселочных дорогах пустыни в Неваде. Ричард (Томас Джейн ) и Джина (Лорен Герман), которые встретились и поженились всего 24 часа назад в Лас Вегасе, на закате выезжают оттуда в Аризону на старомодном автомобиле Ричарда. Вскоре они понимают, что заблудились, последовав неверному совету о том, как выехать на шоссе между штатами. Неправильное направление им подсказал загадочный незнакомец в кафе. Дорога выводит их на опасный путь, который оборачивается несчастьем для них. Все начинается с того, что они находят искалеченную жертву автомобильной аварии, лежащую в луже крови посередине шоссе. После того, как они погрузили мужчину на заднее сидение автомобиля и отправились за помощью, пассажир внезапно приходит в себя и нападает на них. В короткой и яростной схватке с ужасным человеком Ричард и Джина вынуждены идти на крайние меры, чтобы выжить. Эта битва заставляет их не только сомневаться друг в друге и собственной судьбе, но и в реальности происходящего.
Ричард оказывается сильнее нападающего и убивает его осколком камня. С помощью шокированной Джины он закапывает тело в одном из песчаных заносов в русле сухого ручья посредине пустыни Невада. Между влюбленными происходит конфликт, и Джина бросает своего новоиспеченного мужа на захолустной стоянке и пытается в одиночку пробраться через безлюдную пустыню. В бешенстве Ричард сообщает об этом бывалому шерифу Томпсону (Рон Перлман) в надежде, что опыт местного представителя закона в поиске людей поможет ему найти сбежавшую жену.
Вскоре Ричард начинает понимать, что все вокруг не то, чем кажется, никому нельзя доверять. Ему придется мучительно сражаться за жизнь своей молодой жены и собственную жизнь, а также продолжать свой путь сквозь смертоносную черную пелену непонимания под названием «Территория тьмы».
КОММЕНТАРИИ СОЗДАТЕЛЕЙ
Сценарий и атмосфера. Томас Джейн, исполнитель главной роли и режиссер.
Томас Джейн в «ТЕРРИТОРИИ ТЬМЫ» исполняет главную роль и является режиссером-постановщиком. В этом ему помогают его единомышленники из мира кинематографии: Джефф Бойл и Рон Перлман, а также создатели фильма «Мгла» Грег Никотеро и Берни Райтсон.
Также Томасу Джейну помогли создатели комиксов и специалисты в сфере 3D фотографии, поскольку режиссер давно восхищается 3D-графикой, созданной инноватором 3D Реем Зоуном. Джейн, являясь партнером компании Raw Entertainment вместе с художником Стивом Найлсом, привлекал художника-оформителя Тима Брэдстрита к работе над рядом комикс-проектов, в том числе, «Темная планета» и «Каратель».
Сценарий «Территория тьмы» был создан сценаристом Тэбом Мерфи, известным своими работами в кино («Гориллы в тумане») и мультипликации («Тарзан», «Горбун из Нотр Дама»). Прообраз сценария Томасу Джейну подсказал их общий друг.
«Сценарий Тэба направил мне один мой друг, который в то время был оператором-постановщиком, - рассказывает Томас Джейн. - Это было четыре-пять лет назад. Когда я стал думать о том, какую историю я хотел бы видеть в качестве моей режиссерской работы, именно этот сценарий я нашел у себя на столе и связался с Тэбом».
Усилиями Джейна появилась итоговая версия сценария «Территории тьмы». Раскадровку всего сценария Джейн доверил Дейву Олкоку.
«Когда мы завершали работу над «Хрониками мутантов», я поделился с Дейвом Олкоком своими идеями о черном триллере, который хотел срежиссировать, - говорит Джейн. - Дейв приступил к наброскам еще в Европе. Он делал эти наброски на основе тех идей, которые я начал накидывать ему. Мы отправились вместе обратно в Лос Анджелес и заперлись в моем доме. Мы увлеклись раскадровкой фильма при помощи игрушечного солдатика на моем рабочем столе в кабинете. Это великолепный опыт, а кадры фильма стали значительной вехой в продаже концепции фильма».
Черное кино давно являются страстью актера, решившего попробовать себя на режиссерском поприще. Он – фанат этого жанра, который был особенно популярен в период с 1940-х по 1950-е г.г. «С самого начала я знал, что эта история как нельзя лучше подойдет жанру черного кино, - вспоминает Томас Джейн. - Я хотел увидеть фильм «нуар» таким, каким он всегда мне нравился – с темными тенями, обостренными ракурсами и психологическим лейтмотивом».
Среди фильмов, которые вдохновили Джейна, были картины-образцы стиля «нуар»: от картины режиссера Ида Лупино «Попутчик» до «Грязной сделки» Энтони Манна и «Происшествия на Саут-Стрит» Сэмюэля Фуллера.
«Мне также нравятся такие фильмы как «Ночной кошмар» с Виктором Мэтьюром или «Аллея кошмаров» с Тайроном Пауэром, в которых рассказывается история фатальной одержимости психологически ущербного героя, - рассказывает Томас Джейн. - Многое я взял из таких фильмов как «Поцелуй меня до смерти», «Объезд (Окольный путь)» и «Дикарь». Темы двойственности личности и боли борьбы с самим собой получили широкое распространение в старых черно-белых фильмах, но мне показалось, что это было в какой-то мере забыто. Однако после обсуждения моей задумки с Джеффом Бойлом эта идея получила новую жизнь, и мы решили снять фильм в жанре «нуар», который сильно отличается от своих предшественников».
Экранизация страха и 3D. Джефф Бойл, оператор.
Джефф Бойл, который на протяжении нескольких десятилетий был ведущим фотографом, кинооператором, коммерческим оператором и автором документальных фильмов, познакомился с Томасом Джейном, когда они вместе с актером Роном Перлманом работали над «Хрониками мутантов». Они оба оказались поклонниками черно-белых фильмов и начали обсуждать планы по созданию «ТЕРРИТОРИИ ТЬМЫ» не только в жанре «нуар», но и в формате 3D HD. Картина полностью отснята в цифровом формате 3D HD (а также цифровом 2D HD) с использованием инновационной системы кинокамер 3D HD, созданной специально для этого фильма компанией Paradise Visual Effects. Это обеспечивает принципиально новые ракурсы, впечатляющее освещение и плавность, с которой камера переносит зрителей в волнующий новый мир цифрового кинопроизводства в формате 3D HD.
«Часами мы смотрели черно-белые фильмы, - рассказывает Джефф Бойл. - В них мы искали системы отсчета, которыми могли бы руководствоваться при создании фильма. Мы хотели запомнить основные моменты и сохраняли их на компьютере для использования в раскадровке, а также при натурных съемках».
Учитывая успех инноваций киносъемки в формате 3D (как это было с последними кассовыми фильмами «Беовульф» и «Майли Сайрус» 3D), а также привлекательность использования цифровых средств 3D для основных кинематографов Голливуда (например, Джеймс Кэмерон и его последний проект «Аватар»), Томас Джейн и Джефф Бойл вынашивали планы по съемке «ТЕРРИТОРИИ ТЬМЫ» одновременно в цифровом формате высокого разрешения 3D, а также в цифровом формате 2D HD с использованием небольших и более плавных камер.
Планировалось использовать уникальные вышки с камерами, разработанные компанией Paradise Visual Effects из Северного Голливуда, которые позволили бы кинематографам применять ранее неизвестные движения камеры 3D HD. Например, кадры, получаемые при стремительном падении камеры с высоты крана, кадры длительного слежения и революционные методы зеленого экрана, которые создадут 3D HD эффекты для тех моментов, которые были выбраны для привлечения внимания аудитории, в отличие от прямолинейного использования 3D в каждой сцене.
«Последние инновации в технологиях высокого разрешения позволили нам использовать миниатюрные камеры, - объясняет Томас Джейн. - Это натолкнуло меня на мысль воспользоваться ими как в 3D HD, так и в 2D. Мы также уже использовали камеры «silicon imaging» при съемках «Хроник мутантов», что позволило получить превосходную цветовую палитру».
«3D – это бонус для зрителя, - добавляет Джефф Бойл, - а не повод посмотреть фильм. Тем не менее В нашем фильме технология 3D HD продвинутая и используется таким образом, каким ее еще никто не применял. Такой подходи обречен на копирование, поэтому очень приятно стать первыми!»
Томаса Джейна многие годы привлекает мир 3D, в основном за счет его использования в комиксах. Одним из пионеров 3D-графики был Рей Зоун, который уже давно считается ведущим специалистом использования 3D в рисунках и фильмах. «Я давно являюсь членом южнокалифорнийского стерео-клуба, - рассказывает Томас Джейн. - Когда в 1980-х Рей Зоун выпускал комиксы, меня заворожили возможности 3D. Я хотел, чтобы Рей стал членом нашего нового проекта в качестве оператора-постановщика 3D-съемки. Вместе мы выбрали для фильма шаблон 3D, который и применяли во время съемок. Мы называли его нашей «Библией 3D»».
Большое внимание Томас Джейн при съемке уделял виду и расположению специальной вышки с 3D HD камерой, работу которой направлял Макс Пеннер, а оператором выступал, в основном, Говард Смит. Рей Зоун осуществлял общий контроль над размещением камеры 3D, чтобы гарантировать, что подчеркнутые при помощи 3D элементы обогащают сцену.
«Мне пришлось во многом полагаться на оператора-постановщика и группу операторов, поскольку я не мог позволить себе тратить много времени на просмотр отснятого материала, - заявляет Томас Джейн. - Мне нужен был специалист с похожим взглядом и вкусом, который бы чувствовал, что мы сняли сцену и можем переходить к следующей. Джеффу пришлось гораздо больше уделять этому внимание, чем он привык на «Хрониках мутантов». Готов спорить на все свои деньги, он – лучший из тех, с кем я когда-либо работал. Такие тесные отношения очень важны для любого режиссера, а особенно для того, который еще и сам снимается в своем фильме».
Слово продюсера. Ашок Амитрадж и Партик Айелло, продюсеры.
Ашок Амитрадж и Патрик Айелло из компании Hyde Park Entertainment решили продюсировать фильм для студии «Stage 6 Films», которая принадлежит Sony Pictures, с использованием технологии 3D HD как средства создания захватывающего дополнительного эффекта для классической линии черного фильма.
«Даже если бы эта картина снималась просто в 2D HD, она смотрелась бы превосходно, - заявляет продюсер Патрик Айелло. - В настоящее время 3D пока не достиг полностью своего потенциала. Томас Джейн хотел органично применить 3D, а не просто взять его в качестве интригующего нас способа визуализации. Для нас это стало удивительной возможностью сделать что-то великолепное и абсолютно новое».
Постановка кадра. Искусство режиссера.
«У Томаса все было раскадровано, - вспоминает Патрик Айелло. - Он знал линии всех героев, все ракурсы камеры, действия всех сотрудников на площадке. Его идеи по отбору актеров и съемке также уже были продуманы. Он напомнил мне Клинта Иствуда и Мела Гибсона, которые совершили прорыв в собственных режиссерских работах, либо даже старых мастеров, таких как Сэм Пекинпа и Джон Хьюстон.
У него такой диапазон возможностей как у актера, что он легко может направлять игру других. Это как актерская взаимопомощь. Он внес большой вклад во все визуальные эффекты, что позволило ему заранее дать установки команде и начать съемки до того, как он появлялся перед камерой».
Территория тьмы на карте. О месте съемок.
После тщательного исследования пустынь в Калифорнии, Неваде и Аризоне в качестве места для проведения съемок был выбран Нью-Мексико.
«В Нью-Мексико был целый ряд преимуществ, - рассказывает продюсер Патрик Айелло. - Там реально Дикий запад, но на местах оказывается замечательная поддержка кинопроизводству. Лагерь для размещения съемочной группы великолепен, там можно найти огромное количество оборудования, поскольку штат становится самым популярным местом для проведения съемок. Это великолепно, особенно для фильма, который практически полностью был отснят в ночное время».
После окончательного выбора места туда приехала большая часть основных задействованных в фильме актеров.
Медовый месяц в холодильнике. Лорен Герман, актриса.
На исполнение роли Джины Томас Джейн выбрал актрису Лорен Герман (которая недавно снялась в популярном триллере «Хостел 2») частично из-за того, что она обладает ускользающей чувственностью актрис, что блистали в черно-белых фильмах.
«Мне нужен был типаж, который обладал шармом звезд старого кино. Им оказалась Лорен, - говорит Томас Джейн. - Она объединяет в себе черты Лизабет Скотт, Кэролл Бейкер и Грейс Келли. У нее есть то самое свечение блондинки, которое было у многих героинь черного кино. При этом она еще и превосходная актриса, что немаловажно, поскольку фильм задумывался сложным с психологической точки зрения. Актрисе не достаточно было быть просто красивой, поскольку на натурных съемках мы просили ее проделывать всевозможные ужасные вещи».
Лорен Герман не догадывалась, что ей придется в основном играть одетой в тонкое белое платье, которое не могло ее согреть во время ночных съемок в холодной пустыне.
«Она была самой хрупкой из нашей компании, и на ней было меньше всего одежды, хотя ночью в пустыне шкала термометра опускается до минус семи градусов по Цельсию! - вспоминает Томас Джейн. - Ее платье весило примерно столько, сколько пачка салфеток. Но она – настоящий боец и не боялась запачкаться. Кроме того, ее дрожь от холода удачно вписалась в картину».
«Я много раз пила болеутоляющие таблетки «Адвил» и часто пользовалась электрической грелкой, - говорит Лорен Герман, которая куталась в сапоги и теплое длинное пальто каждый раз после крика режиссера «Стоп! Снято!». - Холод сделал ужас в фильме гораздо более реальным. Вы видите, как я невольно трясусь и даже становлюсь синей. Но все это меркнет по сравнению с актерской работой Томаса. Он – настоящий дар и чудо. Он всегда настолько хорошо и с таким энтузиазмом объяснял, что ему нужно, что я забывала про холод и пронизывающий ветер».
Старый конь борозды не испортит. Рон Перлман, актер.
Опытный актер Рон Перлман, звезда таких фильмов как «Хеллбой» и его продолжения «Хеллбой 2: Золотая армия», работал вместе с Томасом Джейном над картиной «Хроники мутантов» и был рад сниматься в проекте «ТЕРРИТОРИЯ ТЬМЫ». Однако была одна весьма существенная проблема: съемки картины «Хеллбой 2: Золотая армия» шли в Европе очень медленно, поэтому возможность его участия была под вопросом. К счастью, он смог присоединиться к Томасу Джейну и Джеффу Бойлу в Нью-Мексико на следующий же день после окончания съемок в Европе.
Рон Перлман, обладатель премии «Эмми» за свой телевизионный сериал «Красавица и чудовище», отзывается о съемках весьма положительно: «Когда я увидел, что Джефф снова работает с Томасом, я тут же захотел к ним присоединиться, поскольку знал, что они создадут что-то бесподобное. Джефф – один из наиболее выдающихся современных кинематографистов, а Том Джейн – просто гениально приятен в работе. Он минималист старой закалки: актеры находятся на съемочной площадке ровно столько, сколько нужно. После того, как все актеры отыграют свои роли, Томас отпускает их по домам».
Работа над миром Территории Тьмы. Тим Брэдстрит, художник-постановщик.
Чтобы образ фильма стал более «реальным», Томас Джейн настоял на приглашении известного художника-постановщика Тима Брэдстрита в качестве разработчика визуальной художественной концепции картины. Они познакомились, когда Брэдстрит создавал плакаты для «Карателя», фильма, где снимался Джейн, в 2004 году. Они стали сотрудничать как партнеры в компаниях Raw Entertainment и Raw Studios, которые продюсировали комиксы «Темная планета (Bad Planet) и «Свиноферма пришельцев 3000» (Alien Pig Farm 3000) вместе с еще одним партнером Стивом Найлсом, известным создателем комиксов.
«Тим стал для меня бесценным по уровню визуального восприятия партнером, - говорит Томас Джейн. - Мы занимались разработкой стиля визуальной передачи идей, который в последние годы использовался в наших комиксах, поэтому и речи быть не могло о том, чтобы не пригласить его к участию в художественной постановке фильма. Его идеи четко прослеживаются в этой картине, равно как и его постоянное влияние и контроль образа, ощущения и стиля, которые я хотел видеть в этом фильме».
Тим Брэдстрит рассматривал образ фильма как «чистый» черный фильм в сочетании с грандиозной игрой теней, которую можно найти в его смелых иллюстрациях комиксов. «Мне нужны были насыщенные темные тона, насыщенные цвета книг и черная, серая, белая и серебристая палитра, присущая фильмам в жанре «нуар», - объясняет Тим Брэдстрит. «Чрезмерное использование черного делает фильм графичным, в нем есть только намеки на цвета. Например, Ричарда мы воспринимали в зеленовато-голубой холодной палитре, а Джину – в теплой янтарной. Красным помечается только кровь…и поэтому так много крови для персонажа, которого мы называли «Окровавленное лицо».
«Окровавленное лицо» - это прозвище, данное безымянному герою, на которого наткнулись Ричард (Дик) и Джина лежащим в луже крови посредине залитой лунным светом дороги, только что попавшим под машину, что превратило его лицо и тело в месиво. Грег Никотеро и Берни Райтсон из KNB Effects были привлечены к разработке образа «Окровавленного лица», в этом им помогал Томас Джейн. Оба они являются ведущими специалистами в своей сфере, работали с Джейном над только что завершенным фильмом «Мгла» и над рядом других проектов.
«Я всегда был почитателем Берни и Грега, - говорит Томас Джейн. - Все знают, что Берни Райтсон создал «Болотную тварь» и работал над моим проектом комиксов «Темная планета». Мне пришлось обратиться в студию KNB, чтобы они разработали созданий для «Мглы». Берни создал «Окровавленное лицо» в качестве одолжения мне, поэтому я хотел, чтобы зрители увидели работу Берни и его вклад. Грег высказал ряд фантастических идей о наложении грима с использованием имплантов, которые мы смогли использовать даже в самых сложных условиях съемки».
Требовалось несколько часов для наложения грима с использованием имплантов непосредственно на площадке, для этого применялось пять отдельных элементов: правая и левая части лица, глаз, рука и ухо. Использование специальных медицинских склеивающих препаратов помогло накладкам держаться, а простое опрыскивание водой позволяло оживить грим и заставляло «кровь» сочиться.
Картина снималась в удаленных местах Нью Мексико, на пустоши между городами Санта Фе и Альбукерке, обычно это происходило настолько далеко от огней городов, что их практически не было видно. Некоторые места съемки, например, далекая «площадка для стоянки и отдыха», были реально существующими объектами, которым Тим Брэдстрит придал неподвластный времени потусторонний вид.
«В этом фильме мы хотели добиться ощущения «потерянности во времени», - говорит Тим Брэдстрит. - Действие могло происходить в 1940-х, 50-х, 60-х или 70-х годах. Мы хотели, чтобы зритель гадал, могло ли действие происходить в наше время. Например, машина Ричарда старомодна. Мы состарили и придали изношенный вид всем объектам, буквам на знаках, даже автоматам с газированной водой, чтобы создать альтернативный мир без возраста. Это также придает определенный элемент ужаса, то ощущение, которое найдет отклик у поклонников комиксов и черных фильмов».
Одним из жутких элементов фильма, связанным с основной «площадкой для стоянки и отдыха» стало мистическое «кладбище автомобилей», свалка машин, которые практически нельзя различить из-за слоев песка из пустыни, которые скрывают все их возможные тайны.
«Мы покрывали машины слоями пыли, чтобы они выглядели так, как будто находились там годами, - говорит Брэдстрит. - Это придало им мрачный занесенный ветрами вид, который гораздо более динамично смотрится в фильме в формате 3D».
По словам Томаса Джейна, с особой осторожностью проводилось слияние съемочных планов в цифровых форматах 3D HD и 2D HD, чтобы у зрителей появилось ощущение присутствия, которое пропало во многих современных фильмах.
«Надеюсь, они выйдут из зала с ощущением, что они там были, практически участвовали в действии, - соглашается продюсер Патрик Айелло. - Удивительно, сколько глубины и простора приносит 3D HD в восприятие зрителей».
Еще более важной для режиссера Томаса Джейна была цель создать захватывающий триллер, который зрители будут вспоминать долгое время после ухода из кинотеатра.
«Надеюсь, они выйдут из зала с непонятным для них пока чувством того, насколько глубоко они были затронуты этим опытом, - говорит Томас Джейн. - Как хороший фокусник я не хочу, чтобы они знали, как исполняются все эффекты. Я просто хочу, чтобы они их почувствовали. Если я смогу достичь этого при помощи сюжета, 3D-эффектов, музыки, образов персонажей и ощущения, которое остается после просмотра фильма, я буду считать, что справился со своей работой».