Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Михай Волонтир: «Верен своей теме»

Михай Волонтир: «Верен своей теме»
Михай Волонтир вошел в кинематограф заметно—со своим типом героя, со своей темой. Эта тема — сила человеческого духа, покорить который невозможно.
Карлос по прозвищу «Панцирная спина» из фильма «Это сладкое слово—свобода! », яростно вгрызаясь в скальную породу, чтобы сделать подкоп и приблизить день освобождения брошенных в тюрьму коммунистов, надрывает себя нечеловеческим напряжением, расценивая предложение передохнуть как оскорбление. Разведчик Эваристо в картине Кентавры» под маской полоумного нищего философа собирает для прогрессивного правительства сведения о зреющем заговоре и гибнет от рук убийц.
Пожалуй, из всех ролей, сыгранных Волонтиром в кино, эти образы борцов-революционеров в остро публицистических, политических лентах Витаутаса Жалакявичуса наиболее характерны для актера. Но у этих героев был своеобразный предшественник—летчик Михай Адам в фильме «Это мгновение» режиссера Эмиля Лотяну.
Молдавский парень, перегоняющий в республиканскую Испанию самолеты, не без иронии величает себя «левым республиканцем со склонностью к бродяжничеству». В последний, трагический час он взмывает в небо на изрешеченном пулями самолете—последнем самолете республики, чтобы прикрыть отход интербригадовцев, защитить ставших ему родными людей этой израненной гордой земли. Есть внутреннее родство у названных героев: это как бы один характер, поставленный в разные ситуации, в разные временные, социальные условия. Объединяет их прежде всего личность исполнителя, сыгравшего уже около двух десятков ролей в кино.
А началась его актерская биография в Молдавском музыкально-драматическом театре имени В. Александри в небольшом городе Бельцы. Он был сформирован в 50-х годах на базе народного самодеятельного коллектива. В числе первых актеров, зачисленных основателем и руководителем театра Борисом Харченко в профессиональную труппу, был М. Волонтир. Правда, актерское его дарование на сцене раскрылось не сразу.
В театре его разглядели по-настоящему, пожалуй, только после шумного успеха в кинокомедии «Нужен привратник!», снятой в 1968 году на киностудии «Молдова-филм» режиссером Георге Водэ. Молодой актер исполнил в этом фильме главную роль солдата Ивана—отважного и смекалистого служивого, который, как и положено в сказке, выйдя победителем из всех передряг, под конец перехитрил и саму смерть. Эта роль потребовала от дебютанта профессионализма, чувства стиля и способности ориентироваться в стихии философской сказки.
А потом—положение ведущего актера в труппе, звание народного артиста Молдавской ССР. шумный успех у зрителей, приглашения сниматься в кино, на телевидении. За все эти успехи заплачено годами упорного труда. Ведь право называться художником не дается раз и навсегда, его приходится заново доказывать каждой новой ролью, и чем большей высоты достигает актер, тем большего ожидают от него.
Режиссер Эмиль Лотяну подчеркивает, что пригласил Волснтира на роль летчика Адама в «Этом мгновении», зная его театральные роли, учитывая его творческую манеру, его характер.
— Признаюсь, в работе это человек нелегкий,— рассказывает Э. Лотяну.— Он любит, чтобы роль требовала полного напряжения всех сил, чтобы «кости и нервы трещали». Если этого нет—ему неинтересно. К сожалению, мы больше не встретились на съемках. Я хотел было пригласить его сниматься в картине «Табор уходит в небо», но вовремя понял, что там нет роли, подходящей ему по темпераменту, над которой он мог бы работать во всю свою силу, как работал, к примеру, создавая образ Карлоса. Но надежды встретиться с ним в работе вновь я не теряю.
В картине А. Малюкова «В зоне особого внимания» Волонтир сыграл немолодого уже прапорщика современных десантных войск. Этот суровый немногословный человек раскрывается постепенно. Он из поколения, детство которого прошло в годы войны, из поколения «подранков». Война обездомила и обездолила их, не дала доучиться, повлияла на выбор профессии, во многом определила характер и убеждения, например, научила не беречь себя, если это нужно, чтобы помочь людям.
Задание, на которое идет группа, учебное, но на долю прапорщика Волентира выпал поединок не с условным, а с самым настоящим и опасным противником — с бежавшими из заключения преступниками, совершившими убийство и готовыми к новому. Схватка в избушке лесника с четырьмя вооруженными бандитами, поставленная и сыгранная убедительно, эффектно, показывает нам Волентира как человека решительного, смелого, прекрасно подготовленного. Но, пожалуй, сильнее всего потрясает в этой сцене и вскрывает суть героя такая деталь: разделавшись с бандитами, он вдруг опускается на колени и судорожно шарит по полу. А потом, с облегчением переводя дух, еще дрожащими от напряжения руками прикрепляет к шнурку и прячет на грудь оборванный в схватке «амулет»— обручальное колечко умершей жены. Как много говорит эта деталь о душевном мире персонажа, о любви и верности — пожалуй, больше, чем иней фильм, целиком посвященный этой теме. Думается, что не менее интересной будет новая встреча с прапорщиком Волентиром — студия «Мосфильм» начинает работу над картиной «Группа захвата», являющейся продолжением фильма «В зоне особого внимания».
— Это очень внимательный актер,— рассказывает режиссер Андрей Малюков.— Он сосредоточенно «вслушивается» в партнеров. Если ему подскажешь какой-нибудь ход, он обязательно попробует и так и эдак... Очень любит «обживаться» в роли: обживает вещи, декорации, входит в настроение эпизода: работает не спеша, вдумчиво, серьезно—именно вживается. И постепенно, исподволь, трудно, но находит наиболее убедительное решение. К профессии актера он относится с достойной глубокого уважения серьезностью.
Михай Волонтир сыграл главную роль в многосерийном телевизионном фильме «Цыган», поставленном на Одесской киностудии режиссером А. Бланком по одноименному роману А. Калинина. Затем — в дилогии Тимофея Левчука «От Буга до Вислы» он создал образ генерала Петра Петровича Вершигоры, соратника и продолжателя дела легендарного Ковпака. Это новое обращение к главной теме актера, к характеру героическому, которому свойственны беззаветное мужество и огромная сила духа. На этот раз Волонтир встретился с образом реального героя, с освоением документального исторического материала.
Упорный, каждодневный труд, кажется, до предела поглощает актера. Но вместе с тем он человек разносторонних интересов: находит время и для встреч с друзьями и для поездок в родные Глинжаны, любит покопаться в саду, посидеть на зорьке с удочкой. Нередко звучит музыка на уютных семейных вечерах в его доме. Все это необходимо ему как художнику, ведь исток силы и мужества его экранных героев — в любви к родной земле, к людям, к жизни во всем ее богатстве и разнообразии.

Н. Милосердова
«Советский экран», январь 1981 года
Просмотров: 1017
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: