Актер Андрей Ростоцкий — выпускник ВГИКа, где он учился в творческой мастерской Сергея Федоровича Бондарчука и Ирины Константиновны Скобцевой. Поэтому-то именно к ним обратилась я с вопросом: какие черты считают они главными в характере Андрея?
С треккинговой точки зрения особенно интересны Непал и Китай, точнее бывший Тибет, где сконцентрированы самые высокие вершины.
https://pohod-v-gory.com/треккинг-гималаи/ Там же проложены хорошие маршруты, развита туристическая инфраструктура. В Бутане специфика организации треккингов тоже позволяет легко пройти маршруты. Поэтому для первого знакомства мы рекомендуем именно эти регионы
— Целеустремленность,— прозвучал ответ.— Собранность, принципиальность, преданность избранной профессии, которые помогают ему преодолевать трудности актерской работы. Не будь этих черт характера, смог ли бы Андрей, учась в десятом классе, сдавая выпускные экзамены в школе, одновременно посещать и первый курс института? Смог ли, учась во ВГИКе, сняться в нескольких фильмах, создав образы разноплановые и всегда живые...
— Прежде, в школе,— рассказывает сам Андрей,— я с одинаковым интересом относился ко всем гуманитарным и естественным предметам, отдавая предпочтение, пожалуй, лишь биологии. Но когда окончил девятый класс, отец взял меня в Карелию на съемки своего фильма «А зори здесь тихие...». Довелось окунуться в ни с чем не сравнимую атмосферу съемок, киноэкспедиции, когда с утра до поздней ночи все заняты по-настоящему творческой работой, все объединены одним стремлением, одной мыслью, одними чувствами... Это было удивительно! И мне захотелось постоянно жить вот такой напряженной, прекрасной, поднимающей ввысь жизнью. Вернувшись из этой экспедиции, я, завершая курс школьных наук, стал одновременно вольнослушателем ВГИКа.
Пришел туда с мальчишескими мечтами о героических ролях — видел себя на экране то космонавтом, то революционным матросом, перевитым патронташем, то всадником на лихом коне... Мечталось о ролях ярких, подвижных, когда все делаешь сам, не доверяя ни одного трюка дублерам. Когда герой—человек лихой, удалой и бесстрашный, способный на такое, что дух захватывает! Это все? конечно, осталось во мне и теперь. Но появилось и новое — интерес к внутренней жизни героя, стремление к тому, чтобы показать человека не только через его внешние действия, незаурядные поступки, но и понять, прочувствовать его характер, весь нравственный облик, глубже проникнуть в психологию. Этому учили меня мои прекрасные учителя и режиссеры, у которых я снимался. Это видел я и во время работы с такими актерами-мастерами, как Вячеслав Васильевич Тихонов, Василий Макарович Шукшин.
Известно: «Век живи — век учись». С получением диплома учеба не кончается, особенно в такой профессии, как наша, каждый фильм, в котором участвую,— это школа, а порой и целый университет.
— Говорят, что каждый актер, даже сыгравший сотни ролей в кино и театре, помнит свою первую роль...
— Безусловно! Она, эта первая, многое определяет в тебе самом, долго звучит в душе. Моим дебютом была работа с Сергеем Федоровичем Бондарчуком в фильме «Они сражались за Родину». Он доверил мне маленькую роль молодого бойца, подбившего свой первый танк и погибшего в атаке. На экране я появился всего на миг, но до того прожил в душе всю жизнь своего сверстника, парнишки в солдатской шинели. Может быть, он даже не успел окончить школу, когда началась война, но упорно, настойчиво обивал порог военкомата, просясь на фронт. И вот он, фронт, и ревущий вражеский танк надвигается на окоп. В руке — бутылка с зажигательной смесью. И мысль одна: попасть в башню... Гарь, пыль, грохот. Полузасыпанный землей, бросаю бутылку и падаю как подкошенный... Я считаю для себя эту работу настоящим боевым крещением. И когда на съемках в других фильмах приходится трудно — и из-за нехватки актерского мастерства и даже просто физически, — я всегда вспоминаю первую роль.
Этот эпизод стал мне вдвойне дорог, когда я случайно узнал, что нечто подобное пережил в действительности мой отец в годы Великой Отечественной. Но не погиб, как шолоховский герой, чудом остался жив. Мы разговорились об этом, когда я получил предложение сниматься в фильме «От Буга до Вислы». Там герой мой, молодой разведчик, тоже погибает, ценой своей жизни спасая товарищей. Тогда-то отец и рассказал мне свою фронтовую биографию. С тех пор военные книги, фильмы стал воспринимать как-то по-другому—с более личным отношением.
— Сколько ролей вы уже сыграли?
— Всего двенадцать ролей, среди них – семь крупных. Но и небольшие, порой эпизодические, необходимы актеру. Играть их не менее трудно: маленький эпизод дает порой скудный драматургический материал, а показать надо всего человека, весь характер. Так было, например, когда я играл рабочего парня, монтажника в фильме режиссера Р. Нахапетова «На край света».
Сергей Федорович Бондарчук всегда учил нас: главное — проявляйте самостоятельность! Не надо ждать от режиссера подсказки, сами строите роль, анализируйте, ищите.
Такое взаимопонимание и доверие возникло у нас с режиссером Владимиром Сарухановым в ходе работы над фильмом «Конец императора тайги», где я сыграл командира полка Аркадия Голикова, будущего писателя Аркадия Гайдара. Интересно было мне работать и с Борисом Бунеевым, искать вместе с ним характер Сергея из фильма «Серебряные озера». Образ этого молодого человека сложен, неоднозначен, в чем-то очень привлекателен. Он сын известного, заслуженного человека, и, как часто бывает в жизни, отношение людей к отцу во многом определяет и отношение к его сыну. Но молодой человек не хочет пользоваться чужой славой, хочет сам торить свою дорогу в жизни, найти себя, встать на собственные ноги. Не легко и не сразу приходит он к такому решению — и тем интереснее было показать его сомнения, искания, внутреннее возмужание.
— А какую из своих ролей вы больше всего любите?
— Всегда, наверное, последнюю — ею живешь, о ней думаешь непрестанно. Кроме того, сниматься в фильме «Серебряные озера» мне было особенно приятно еще и потому, что отца моего героя играет такой великолепный актер, как Михаил Андреевич Глузский. У нас с ним есть несколько общих сцен, которые являются кульминационными, ключевыми для понимания характеров. Съемки этих эпизодов были для меня хорошей школой профессионализма.
Недавно завершена и еще одна дорогая мне работа. Это образ Дениса Давыдова в картине С. Степанова и Н. Хубова «Эскадрон гусар летучих», роль, которая мне очень нравится.
Несмотря на то, что я регулярно занимаюсь верховой ездой, фехтованием, другими видами спорта, что службу в Советской Армии проходил в составе отдельного кавалерийского полка, — для работы над этой ролью мне потребовалось пройти специальную подготовку. Фильм приключенческий, насыщенный многими трюками. Прочитав сценарий, я понял, что большую часть времени придется провести в седле. Так оно и вышло: иной раз даже обедать приходилось, не покидая своего «рабочего места». Когда съемки кончились, было даже поначалу как-то непривычно передвигаться на своих двоих... До сих пор жаль, что расстался с Денисом Давыдовым — с отважным, беззаветным защитником своего Отечества, человеком с горячим и благородным сердцем. И прекрасным поэтом.
Встреча с Денисом Давыдовым и Аркадием Голиковым, так по-разному воплотившими каждый свою эпоху, была очень для меня интересна и по-актерски и просто по-человечески. Их судьбы, их радости и горести помогают лучше понять, вернее оценить многое в сегодняшней жизни. И все же мечта и надежда сыграть живой, полнокровный, масштабный образ современника меня не покидают. Режиссер И. Поплавская сняла фильм «Василий и Василиса» по одноименному рассказу В. Распутина. Мой герой в этой картине — простой, грубоватый деревенский парень, настоящий работяга, любящий землю и свой труд. Снимаюсь в картине ленинградского режиссера А. Дашкевича «Дуга большого круга», рассказывающей о нелегких буднях сильных, мужественных людей — моряков-подводников. Параллельно начал работу в новом фильме киностудии «Арменфильм» «Подснежники и эдельвейсы», который ставит режиссер Л.Григорян. Здесь мой герой — офицер, один из защитников перевалов Кавказа в годы Великой Отечественной войны.
Беседу вела Ольга Хорева
«Советский экран», июнь 1981 года (№11)