- Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке, и меня приняли. Для кино началось новое время... - так говорит Жан-Поль Бельмондо о своем первом большом успехе - главной роли в легендарном фильме одного из лидеров «новой волны» Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», вышедшем на экраны мира на рубеже 1960-х.
Весовой шоколад по приятным ценам. Сложно найти человека, который не любит сладости! По этой причине подобная продукция пользуется постоянным спросом. Наш интернет-магазин предлагает заказать шоколад весовой, который отличается ярким вкусом и качеством!
Картина эта давно уже стала классикой. И герой Бельмондо - обаятельный проходимец, маргинал и бунтарь, с бесшабашной обреченностью играющий со смертью, - теперь не шокирует публику. Стали привычными и годаровские «рваный монтаж», акцентированные небрежности композиции, ракурсов и освещения, импровизация в диалогах и ситуациях, снятых «скрытой камерой», пришедшие на смену «академическому» реализму «папенькиного кино» 1940-х – 1950-х. Фильм разделил судьбу всех подлинных открытий, рано или поздно идущих в тираж. И вот уже в 1980-х Джим Мак-Брайд снял цветной римейк под тем же названием, перенеся действие в Америку и пригласив на главную роль Ричарда Гира...
Однако эти 30 с лишним лет Жан-Поль Бельмондо вовсе не стремился «стричь купоны» с фильма Годара. Год за годом он упорно оттачивал свой профессионализм, оставаясь любимцем публики.
Он родился в семье скульптора. С детства увлекался спортом: бокс, футбол, фехтование. Выступал в труппе бродячего цирка, где исполнял смертельный номер, проезжая на мотоцикле по канату, натянутому под куполом «Шапито»... Затем - учеба на актерском факультете парижской консерватории, работа в театре, которая не принесла ему славы.
Случайно оказавшись на съемочной площадке короткометражного фильма «Мольер», Жан-Поль начал свою актерскую карьеру. Сыграл несколько эпизодических ролей в картинах братьев Марка и Ива Аллегре, в «Обманщиках» маститого Марселя Карне. Но лишь десятая кинороль Бельмондо - в фильме «На последнем дыхании» - оказалась для него выигрышным билетом. Сотрудничество с Годаром продолжилось в картинах «Женщина есть женщина» и «Безумный Пьеро», где его партнерами были Анна Карина и Жан-Клод Бриали.
Шумный успех имели роли Бельмондо в фильмах известных европейских мастеров Клода Шаброля, Клода Сотэ, Питера Брука, Жана-Пьера Мельвиля. Один из «отцов» неореализма Витторио Де Сика пригласил его быть партнером Софи Лорен в психологической драме «Чочара», рассказывающей о жизни простых итальянцев в тяжелые военные годы. Уже тогда Бельмондо обозначил широту своего актерского диапазона: в «Чочаре» его герой был интеллигентен, добр, способен на сильное и глубокое чувство, в чем-то даже застенчив...
Разумеется, были и менее заметные работы. «Назовите актера, который снимался бы только в шедеврах! - резонно замечает Бельмондо в одном из интервью. - Если соглашаешься лишь на выдающиеся роли, то за всю жизнь сыграешь два-три раза».
Что же касается любви к яркому развлекательному зрелищу, то она была искренней. Жану-Полю нравилось обходиться без дублеров в опасных трюках. Тут его не остановила даже тяжелая травма во время очередной автомобильной кинопогони. Поэтому путь от звезды «новой волны» к звезде криминального жанра был у Бельмондо коротким. Еще в историко-приключенческой ленте Филиппа де Брока «Картуш» он закрепил имидж своего героя - мужественного, смелого, удачливого обладателя мускулистого торса, остроумного покорителя женских сердец, неудержимого в достижении цели (похожий образ Бельмондо сыграет и в фильме «Супруги второго года» Ж.-П.Раппено, действие которого происходит во времена Великой французской революции).
Почувствовав в де Брока режиссера, способного дать ему необходимый коммерческий успех, Бельмондо снялся у него в приключенческой комедии «Человек из Рио», где его герой волею случая попадал из Франции в экзотическую Бразилию и по ходу дела с успехом побеждал массу необаятельных противников.
Спустя 10 лет Филипп де Брока и Бельмондо остроумно спародировали сюжеты и героев подобных лент в «Великолепном». Бельмондо сыграл здесь две роли - писателя бульварных детективов Франсуа Мерлена и бесстрашного агента «бондовского разлива» Боба Сен-Клера. Парадокс заключался в том, что Боб был литературным детищем самого Франсуа. А тому до супермена было ох как далеко. Обремененный бесчисленными долгами, «творящий» свои «бессмертные шедевры» в тесной квартирке на окраине Парижа, бедняга Франсуа поочередно воевал то с водопроводчиками и электриками, не желавшими наладить работу санузла и электросети, то с маниакальным упрямством ломающейся пишущей машинки, то со скрягой издателем, для которого выплата аванса в сотню франков была равносильна самоубийству...
Враги Франсуа представали на страницах его романов в самом мерзком виде. Великолепный Боб легко - в коротких перерывах между телефонными звонками и бесчисленными амурными похождениями - разделывался с мыслимыми и немыслимыми безобразиями на Земле...
При этом насмешка над штампами зрелищных боевиков ничуть не мешала Бельмондо органично чувствовать себя в лирической линии любви неудачника Франсуа и студентки университета (Жаклин Биссе).
- Супермен, на мой взгляд, - явление грустное, - словно комментируя «Великолепного», сказал как-то сам Бельмондо. - Его ничто не трогает, он лишен недостатков, которые и придают нашей жизни неподражаемую прелесть...
Быть может, по этой причине Жан-Поль Бельмондо с годами играет своих мужественных героев - гангстеров или полицейских - со всё большей ироничностью. И если в гангстерских лентах «Борсалино» Жака Дере и «Взлом» Анри Вернея это было не столь заметно, то в «Наводчике» Филиппа Лабро и в «Полицейском или бандите» Жоржа Лотнера Бельмондо откровенно и с явным удовольствием давал понять, что на экране - всего лишь развлечение, зрелище, игра по правилам жанра.
Роже - герой «Наводчика» - зарабатывал себе на хлеб, выдавая полиции нарушителей закона. Ради осуществления «голубой мечты» - покупки маленького островка среди теплого южного моря - он вынужден выслеживать странного убийцу-маньяка по кличке Ястреб. Оба они - Роже и Ястреб - были заняты рискованным делом, требующим нервного напряжения, силы, ловкости, изощренного ума, безукоризненного владения оружием. И действовали похожими методами. Роже с обезоруживающей улыбкой раздевал наивных английских туристов, чтобы переодеться после побега из тюрьмы, до полусмерти избивал водителей грузовика, принявших его за бандита. Загадочный Ястреб (Бруно Кремер), убивая своих жертв, тоже улыбался, правда, гораздо печальнее и слабее. Но одному из них повезло меньше. Таковы правила игры...
B «Полицейском или бандите» Бельмондо играл уже на грани комедии. Его герой, полицейский комиссар Стан Боровиц, временами ведающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой.
Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида, начинался феерический канкан лихих трюков и погонь... Движения Боровица были ленивы, вызывающе небрежны, с лица не сходила чуть усталая усмешка. С недругами он разделывался весьма своеобразными способами: с одного снимал штаны, другого вовсе раздевал догола, третьему делал «парную» в термошкафу...
Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо, как и во многих других криминальных лентах, шел напролом. Благо, револьверно-спортивных способностей у него для этого хватало...
Правда, затем юмор у героев Бельмондо стал нередко окрашиваться горечью. Словно его неуязвимых и отважных «фликов» начала разъедать ржавчина «последнего дыхания». Таков его майор Жосс из «Профессионала» Жоржа Лотнера, погибший в неравной борьбе с государственным насилием. Таковы и персонажи полицейских триллеров Жака Дере «Маргинал» и «Одиночка». Погружаясь на дно преступного мира, действуя порой по его жестоким и безжалостным законам, герои Бельмондо все чаще вызывали ассоциации с маятником хорошо сработанного часового механизма. Получив когда-то заряд жизненной энергии, они по инерции продолжают борьбу...
Говорят, что в этих ролях Бельмондо повторяется, без конца играя одну и ту же роль. Однако магия личности большого актера настолько велика, что вот уже несколько зрительских поколений получают наслаждение от его игры. Да и жанровым однообразием творчество Бельмондо не страдает. Еще в конце 1960-х он в паре с Бурвилем сыграл в забавной комедии Жерара Ури «Мозг». Лихо закрученная интрига этой картина была связана с дерзким ограблением спецпоезда, перевозившего миллионные денежные запасы... НАТО. Впрочем, на этом политическая линия фильма исчерпывалась, а Бельмондо получал отменную возможность насмешить публику забавными гэгами...
Успешно прошли по экранам мира и другие комедии с участием Бельмондо. В «Неисправимом» Филиппа де Брока он играл пройдоху-афериста. В «Чудовище» Клода Зиди, как и в «Великолепном», ему достались сразу две роли - изнеженного и капризного киноактера и его отважного дублера-каскадера. В «Незадачливом» Жоржа Лотнера персонаж Бельмондо - мелкий мошенник и авантюрист, переносился из Парижа в Венецию, с палубы комфортабельного теплохода - в номера шикарного отеля, из графского замка - на скоростные автострады...
В снятой в духе лучших французских водевилей «Веселой пасхе» Ж.Лотнера герой Бельмондо безуспешно пытался внушить своей жене (Мари Лафоре), что его очаровательная восемнадцатилетняя ночная гостья (Софи Марсо)... брошенная им когда-то родная дочь.
... Робер Энрико, Жерар Ури, Жак Дере, Анри Верней, Филипп де Брока, Филипп Лабро, Хозе Джованни, Клод Зиди, Жорж Лотнер - неплохой описок самых кассовых режиссеров Франции! Но параллельно у Бельмондо были съемки и в картинах мастеров «авторского кинематографа» - Луи Маля («Вор»), Франсуа Трюффо («Сирена Миссисипи»), Клода Шаброля («Доктор Пополь»), Алена Рене («Стависки»).
С одним из своих фильмов - драмой Клода Лелуша «Баловень судьбы» - Жан-Поль Бельмондо приезжал в конце 1980-х годов в нашу страну. На сей раз история его героя была, по-видимому, навеяна судьбой известного актера, композитора и певца Жака Бреля, незадолго до своей кончины ушедшего из кино и отправившегося подальше от мирской суеты на далекий океанский остров...
Бельмондо сыграл в «Баловне судьбы» отца взрослого сына, что, вероятно, не представляло для него психологической сложности. Его наследник Поль, проявив фамильное упорство, решил, по-видимому, добиться самостоятельного успеха. Во всяком случае, он уже победил на европейском чемпионате по автогонкам...
Совершив блестящую кинокарьеру, Жан-Поль Бельмондо на рубеже 1990-х годов снова вернулся в театр. На спектаклях с его участием – были стабильные аншлаги. Сменив нескольких дам сердца, он, похоже, нашел свой идеал. Бельмондо по-прежнему силен, бодр, полон энергии и курит только в том случае, если это необходимо по ходу съемок или спектакля. Его
фильмография насчитывает добрых семь десятков картин.