Миллионы франков, заплаченные за полотна Матисса и Модильяни. Две виллы во Франции и одна в Швейцарии. Элегантные костюмы и парфюмерия собственной торговой марки. 18 любимых породистых собак. Активная благотворительность. Орден Почетного легиона, полученный лично от президента...
Трудное детство с играми у тюремной стены. Жребий солдата колониальных войск в Индокитае. Работа грузчиком на рынке, официантом, платным танцором второразрядных дансингов...
И все это в судьбе одного человека, имя которого известно всему миру. Поистине Ален Делон сам стал кузнецом своего успеха. Вместе с Жаном-Полем Бельмондо он вот уже много лет не спускается со звездного Олимпа.
Кстати, и сниматься они начали почти одновременно, обратив на себя внимание небольшими ролями в криминальной комедии Марка Аллегре «Будь милой и молчи». И хотя в дальнейшем им тоже доводилось работать рядом - в масштабном киноромане Рене Клемана «Горит ли Париж?», рассказывающем об освобождении Франции от нацистов, или в гангстерской ретро-фильме Жака Дере «Борсалино», каждый из них шел своей дорогой.
Дорога Бельмондо нередко вела через комедийные, эксцентрические и даже пародийные роли. Дорога Делона была куда серьезнее. Своим имиджем, особенно на начальном этапе карьеры, он был обязан мастерам психологической драмы - Рене Клеману, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони.
1960 год, вероятно, запомнился Делону как один из самых счастливых. Ему было 25 лет. Он был влюблен в восхитительную Роми Шнайдер, с которой двумя годами раньше снялся в фильме Пьер-Гаспара Уи «Кристина». И тут неслыханное везение: на экраны мира выходят два выдающихся фильма, в которых он сыграл главные роли – «Жгучее солнце» Р.Клемана и «Рокко и его братья» Л.Висконти.
Две роли, которые ярко раскрыли разные грани его артистического дарования. Герой «Жгучего солнца» был дьявольски красив, расчетлив и хитер. Совершив убийство ради обогащения, он в отличие от Раскольникова не испытывал особых душевных мук. Мысль о том, что далеко не все позволено, его вовсе не страшила. Напротив, придавала уверенности в праве занять желанное место наверху. Любой ценой...
Рокко из драмы Л.Висконти был похож на другого знаменитого персонажа Достоевского - князя Мышкина. Христианское непротивление злу насилием, доброта, ангельская внешность Рокко оборачивались для него трагически. Помимо воли он становился причиной несчастья близкого человека...
Холодный красавец, для которого не существует понятий совести, добра и сострадания, и беззащитная жертва рока, обстоятельств, нетерпимости. В творчестве Делона еще не раз появятся такие герои. В «Затмении» М.Антониони - одной из вершин его художественного исследования психологии человеческого отчуждения – Ален Делон с блеском сыграл роль биржевого аса, интеллектуальная логика и деловой рационализм которого давно уже победили живые чувства...
Жаль, что после исторической драмы «Леопард» продюсер не позволил Лукино Висконти снять Делона в экранизации повести Альбера Камю «Посторонний». Роль человека, потерявшего смысл существования вкус к жизни, и плывущего по течению, была словно создана для этого актера. Марчелло Мастроянни, снявшийся в картине Л.Висконти, оказался, по-видимому, слишком витальным...
Линия Рокко продолжилась у Делона - пусть и на ином художественном уровне - в «Дьволе и десяти заповедях» Жюльена Дювивье, в «Первой ночи покоя» Валерио Дзурлини и «Двоих в городе» Хозе Джованни.
В картине Дювивье, каждая из новелл которой рассказывала о нарушении людьми божественной заповеди, Делону досталась роль благородного молодого человека, который внезапно узнавал, что воспитавшие его люди совсем не его родители. У Дзурлини он играл школьного учителя, пытавшегося помочь своей запутавшейся в любовных отношениях ученице. В криминальной мелодраме Джованни его герой, выйдя из тюрьмы, искренне пытался начать честную жизнь, но маниакальная подозрительность полицейского приводила его на гильотину...
Впрочем, к середине 1960-х у Делона появился и третий герой: благородный романтический мститель, бесстрашный авантюрист или полицейский. Вот тут-то актеру пригодилась любовь к спорту - футболу, боксу, автогонкам. В красочных костюмных приключенческих лентах на историческую тему – «Черном тюльпане» Кристиана-Жака и «Зорро» Дуччо Тессари - Делон с аристократической непринужденностью носил камзолы, скакал верхом и фехтовал на шпагах. В «Авантюристах» Робера Энрико герой Делона пролетал на аэроплане под Триумфальной аркой и искал подводные сокровища. Во «Флик-стори» Жака Дере - охотился за гангстерской бандой. В «Тегеране-43» Александра Алова и Владимира Наумова - боролся с международным терроризмом. В картине Хозе Джованни «Как бумеранг» - пытался помочь попавшему в беду сыну. В «Смерти негодяя» Жоржа Лотнера - мстил за погибшего друга. В «Чести полицейского» Хозе Панейро - расправлялся с негодяями, из-за которых погибла его дочь...
Похоже фильмы с крепкой интригой полицейского триллера Ален Делон ставил и самостоятельно. И хотя его картины «За шкуру полицейского» и «Неукротимый» не отнесешь к шедеврам, они по ритму, темпу и профессионализму, на мой взгляд, ничуть не хуже «Полицейского» Жана-Пьера Мельвиля или «Троих надо убрать» Жака Дере. Пересказывать сюжеты подобных лент занятие неблагодарное. И дело здесь не только в том, что они порой похожи друг на друга. Просто их зрительский успех зависит не от оригинальности фабулы, а от четкого соблюдения законов жанра, динамики действия и, разумеется, имиджа актера-звезды.
К примеру, в гангстерском триллере Робена Дави «Шок» партнершей Алена Делона была не менее популярная Катрин Денёв. Режиссура, правда, выглядела несколько аморфной, зато были хороши мелодичная музыка Филиппа Сарда и операторское мастерство Пьера-Уильяма Глена, Делон играл тут профессионального убийцу, который пытался бросить свое кровавое ремесло. Любителей нравственных перерождений персонажей в «Шоке» ожидало разочарование. Герой Делона убивал своих бывших «боссов» столь же легко и спокойно, как раньше хладнокровно уничтожал неугодных мафии людей. Невозмутимость, подкрепленная фантастической быстротой револьверной реакции, - вот тот камертон, по которому была выстроена эта роль. К удачам артиста ее, вероятно, не отнесешь.
Но Делон не был бы Делоном, если бы после картин Клемана, Висконти, Антониони и «Самурая» Мельвиля переключился только на остросюжетные боевики о гангстерах и полицейских...
Во времена довольно продолжительного романа с известной актрисой Мирей Дарк Ален Делон снялся с ней в «Ледяной груди», психопатологическом триллере об адвокате, который безуспешно пытался вернуть к нормальной жизни свою больную шизофренией подопечную, а затем - в трагикомедии «Торопящийся человек», своеобразной автопародии, где в шаржированном ключе показывались некоторые его привычки и увлечения...
«Если постоянно играть одно и то же, то искусство станет ремеслом, и в этом не будет ничего сложного. Актер должен быть похож на картину со всей гаммой красок и оттенков», -эти слова Алена Делона подтверждаются его актерскими работами в фильмах англичанина Джозефа Лоузи, немца Фолкера Шлёндорфа и француза Бертрана Блие.
В драме Дж.Лоузи «Убийство Троцкого» Ален Делон сыграл террориста Рамона Меркадера, посланного Сталиным в Мексику, чтобы расправиться с бывшим Председателем Реввоенсовета республики. Делон не стремился здесь к окончательной расстановке психологических акцентов, в его герое постоянно боролись противоположные чувства: ведь Меркадер был не профессиональным убийцей, не бездумным исполнителем чужой воли, свое преступление он воспринимал как великую революционную миссию, героический акт возмездия...
Еще более сложной была у Делона роль в другой драме Лоузи - «Месье Кляйн». Богатый коллекционер, для которого нацистская оккупация Франции неприятный, но вполне терпимый эпизод, герой Делона из-за нелепой ошибки занесен в гестаповскую картотеку как еврей и только тут осознает ужас и бесчеловечность «нового порядка».
В снятой Ф.Шлендорфом по мотивам прозы Марселя Пруста «Любви Свана» Делон не побоялся появиться на экране в отнюдь не выигрышной роли гомосексуалиста, а в «Нашей истории» Б. Блие его персонажем была и вовсе жалкая личность... Что ж, кто не рискует, тот не пьет шампанского…
А Делон умеет и любит рисковать. Он финансирует заведомо убыточный антивоенный фильм Пьера Гранье-Дефера «Лекарь». Впервые в жизни снимается у ниспровергателя кинематографических традиций Жан-Люка Годара в картине под символическим названием «Новая волна».
«Мне надоело слушать часто повторяющиеся глупости относительно моего кризиса и неуверенности в будущем», - не раз говорил Ален Делон в ответ на нелестные рецензии в прессе.
Делон по-прежнему не выходит из моды. Он снимается на телевидении в передачах о Мирен Матье и Патрисии Каас. С пониманием относится к режиссерским опытам своей бывшей жены Натали и к киноролям их взрослого сына Энтони. Побывав в Америке и снявшись в Голливуде вместе с Бертом Ланкастером, Чарльзом Бронсоном и Сильви Кристель, Ален Делон, как всегда, готов к новым работам…