Любопытный факт: своими самыми нашумевшими фильмами 1970-х -1990-х годов американская кинематография обязана потомкам итальянских переселенцев. Френсис Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан Де Палма, Майкл Чимино, Роберт де Ниро, Силвестер Сталлоне, Мадонна, Джонни Траволта... Достойное место в этом ряду, бесспорно, занимает Аль Пачино.
Биография актера идеально укладывается в стереотипный ряд журналистских жизнеописаний звезд, который можно грубовато, но точно определить известной русской пословицей: «Из грязи да в князи». Родившись на задворках Нью-Йорка, Аль рос практически без отца, который бросил семью через пару лет после рождения сына. Его пыталась воспитывать бабушка, однако большую часть времени мальчик проводил в одиночестве, наедине со своими фантазиями. Одиночество постепенно превратилось для парнишки в своего рода «театр одного актера», и эта главная страсть его жизни привела будущую звезду в школу исполнительских искусств и актерскую студию.
Небольшого роста, с тонкими чертами лица, он стал сниматься в кино довольно поздно, почти тридцатилетним. После ленты «Я – Натали» (1969) последовал первый серьезный успех в драме о наркоманах «Паника в Нидл-Парке» Джерри Шацберга. Говорят, чтобы лучше войти в роль, перед съемками Аль Пачино принимал наркотики. Слава Богу, наркоманом он не стал. Даже к курению предпочел не привыкать...
1970-е были для актера необычайно удачными. Исполнив роль сына главы гангстерского клана в «Крестном отце» Ф.Копполы, Аль Пачино сразу оказался в пятерке суперзвезд. Еще бы! Ведь он ничуть не потерялся на фоне Марлона Брандо. Молодому актеру удалось создать психологически неоднозначный характер Майкла Корлеоне - вначале мягкого интеллигента, изолированного от преступного семейного бизнеса, а в итоге властного и жестокого преемника кровавого ремесла...
«Я чувствовал себя не в своей тарелке, став знаменитым, - вспоминал впоследствии Аль Пачино. - Слишком резким был переход от безвестности к триумфу. Мир распахнул мне свои объятья, когда я еще был во вражде с ним...».
Аль Пачино не стремился «ковать железо, пока горячо». Он тщательно выбирал роли и режиссеров, отказываясь порой от самых заманчивых предложений (к примеру, в конце 1980-х годов он после долгих колебаний не стал сниматься даже у Оливера Стоуна в его нашумевшем фильме «Рожденный четвертого июля»). Вновь встретившись на съемочной площадке с Джерри Шацбергом в драме «Пугало», Аль Пачино вместе со своим не менее талантливым партнером Джином Хэкменом стал бесспорным соавтором этой незаурядной картины, получившей главный приз в Канне.
В двух Фильмах Сидни Люмета – «Серпико» и «Собачий полдень» Пачино удалось сыграть абсолютно непохожие роли: неистового полицейского и преступника-дилетанта, от отчаяния решившего захватить банк. Тяготеющая к бытовым подробностям, неспешная и обстоятельная режиссура Сидни Люмета, по-видимому, пришлась по душе актеру, склонному к реалистическим, основанным на жизненных фактах сюжетам.
Обе ленты неплохо прошли в прокате и получим хорошие отзывы критики. Гораздо скромнее оказался успех экранизации романа Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы», получившая у Сидни Поллака название «Бобби Дирфилд». Аль Пачино, игравший в ней в дуэте с Мартой Келлер, по-видимому, остался недоволен результатом. Не принесла ему удачи и роль в криминальной драме Уильяма Фридкина «Разыскивающий», где Пачино довелось исполнить сложную роль полицейского, вынужденного ради поимки преступника выдавать себя за... гомосексуалиста. Эпатажный, скандальный материал фильма вызвал много шума в мировой кино прессе, хотя режиссура «Разыскивающего» не поднималась выше среднего уровня. Что же касается Пачино, то ему удалось главное: показать, как условия «игры» приводят героя к психологическому кризису...
Спустя 3 года Брайан Де Палма пригласил Пачино на ведущую роль в гангстерской драме «Лицо со шрамом». Отказавшись на сей раз от психологических триллеров в хичкоковском духе, Де Палма попытался соперничать с Френсисом Копполой и, на мой взгляд, небезуспешно. История кубинского эмигранта, стремящегося во что бы то ни стало пробиться в высший свет американской мафии, рассказана в картине с впечатляющим размахом, а Пачино выразительно передает процесс разрушения человеческого в человеке, осознанно выбравшего преступный путь...
После исторического фильма Хью Хадсона «Революция» Аль Пачино на целых 5 лет ушел из кино: работал в театре, размышлял о причинах своих неудач. Но, истосковавшись по хорошим ролям, отметил рубеж 1990-х годов участием сразу в трех фильмах - мелодраме «Море любви» Гаролда Бейкера, «Крестном отце-3» Френсиса Копполы и экранизации детективного комикса «Дик Трейси» Уоррена Битти.
В фильме У.Битти Пачино вновь играет мафиози. Но уже в пародийно-комедийном ключе, в сложном гриме мерзкого горбуна, состоящего из сплошных пороков. Картина стала для актера редкой возможностью поэкспериментировать с причудливой пластикой движений, искаженной дикцией, в полной мере проявить класс своей театральной школы. К актеру пришло второе дыхание ...
И если в «Море любви», «Пути Карлито» и «Схватке» Аль Пачино профессионально отыгрывал характеры привычных ему по прежним лентам полицейско-гангстерских героев, то в мелодраме «Франки и Джонни» Гэрри Маршалла и драматической комедии «Запах женщины» Мартина Бреста актер достиг подлинных высот мастерства.
В паре с Мишель Пфайфер Пачино сыграл во «Френки и Джонни» на полутонах, мягко, лирично, с трогательной сентиментальностью. Его герой - аутсайдер, работающий в кафе мойщиком посуды, привлекает зрителей человеческим теплом, добротой, способностью к искренней любви...
В римейке итальянского фильма Дино Ризи «Запах женщины» (1974), сделанном Мартином Брестом, Пачино вступил в соперничество с Витторио Гассманом (первым исполнителем роли ослепшего, но сохранившего крутой нрав бывшего офицера) и добился успеха: несмотря на внешнюю грубость и даже жестокость его персонаж в конце-концов вызывает симпатию. За эту весьма технично сыгранную роль актер был удостоен премии «Оскар».
В середине 1990-х Пачино сыграл ещё один сильный характер: в драме Х.Бейкера «Мэрия» он предстал на экране в роли мэра огромного города, принимающего коррумпированные правила игры ради власти…