1949 год оказался весьма урожайным на будущих кинозвезд мирового экрана, в этот год родились: Мерил Стрип, Джессика Лэнж, Сисси Спейсек, Фанни Ардан, Джеф Бриджес... Список можно легко продолжить. Но даже на фоне самых блестящих имен Сигурни Уивер (а она родилась 8 октября 1949 года) выделяется своим необычным экранным имиджем. «Сталлоне в юбке» - назвал ее кто-то из американских критиков, и он, прямо скажем, недалек от истины, если принимать во внимание только суперзрелищные фантастические сериалы о «Чужих» и «Охотниках за привидениями», где рослая Сигурни - в компании мужчин или в одиночестве - с оружием в руках борется с жуткими монстрами, населяющими космос, или с призраками, не дающими покоя на Земле. В этих ролях Сигурни Уивер настолько пленила зрительские сердца, что многие американцы вот уже несколько дет подряд называют ее лучшей актрисой года.
Актриса-каскадер? Эксцентричная партнерша Дэна Эйкройда и Билла Мюррея, восхищающая подростков забавными трюками? К счастью, актриса не склонна чересчур серьезно относиться к своим ролям в нашумевших боевиках Ридли Скота, Джеймса Кэмерона и Эйвена Рэйтмена, хотя именно они принесли ей мировую славу и миллионные гонорары. Она может себе позволить даже открыто посмеяться над своими супер-эмансипированными и решительными героинями: именно в таком ироничном ключе сыграла она. роль женщины-бизнесмена в комедии Майка Николса «Деловая девушка». Героиня С.Уивер терпит здесь сокрушительное поражение от своей молодой и более напористой сотрудницы (Мелани Гриффит), которой удалось превзойти своего шефа по всем статьям - профессиональным и любовным...
С успехом играла Сигурни Уивер и в комедиях других известных мастеров - Уильяма Фридкина («Сделка века») и Даниэля Виня («Одна женщина или две»), однако наиболее полно ее талант раскрылся в психологических драмах. В «Годе опасной жизни» Питера Уира она исполнила роль сотрудницы британского посольства, влюбившейся в американского журналиста (Мел Гибсон) во времена политического кризиса в Индонезии. В фильме Боба Свейма «Улица Полумесяца» Сигурни Уивер выступила в неоднозначной роли интеллектуалки, согласившейся на работу... женщины по вызову. Американским (а особенно английским) зрителям Сигурни понравилась и в «Гориллах в тумане» Майкла Эптида. Это была история женщины-биолога, исследующей поведение обезьян в Африке...
Теперь даже трудно себе представить, что Америка (да и весь мир)могла бы ничего и не знать об актрисе Сигурни Уивер, если бы в 1977 году знаменитый писатель, сценарист, актер и режиссер Вуди Аллен не пригласил ее сыграть небольшую роль в своем фильме «Энни Холл». Впрочем, быть может, у всех актеров, родившихся в 1949 году, был шанс стать суперзвездой?
© Александр Федоров, 1999
Возвращение со звезд
Есть вещи, которые нельзя повторить. Нежный цветок, пугливая и беспомощная мать в «Охотниках за привидениями» и некое бритое наголо человеческое существо в бесформенном комбинезоне из «Чужого III», говорящее осужденному насильнику: «Вы, должно быть, очень нервничаете в моем присутствии», - это одно и то же лицо, это эволюция одной актрисы. Но актерский талант Сигурни Уивер никогда не даст ей возможности снова обернуться цветком: усталость женщины-воина и несостоявшейся матери явственно читается в Дженни Карвер из «Ледяного шторма».
Мы любим ее такой, какой она стала: в этой измученной женщине с гранатометом или без оного в тысячу раз больше обаяния, женственности и привлекательности, чем в от всего шарахающейся миловидной юной хозяйке волшебной квартиры. И прекрасная форма черепа лейтенанта Рипли - одно из важнейших тому подтверждений. Это не многогранность актерского таланта, а закономерный итог. Но тем, кто прервал вечный сон лейтенанта Рипли, показалось, что этого мало и самое интересное впереди.
Если над «Чужим» трудилась целая армия специалистов, то основная заслуга в создании Рипли принадлежит Сигурни Уивер - театральной актрисе, ставшей голливудской звездой прежде всего благодаря этой роли. Несмотря на раздражение многих создателей цикла («Ей заплатили пять с половиной миллионов! Представьте себе, что можно было сделать, если бы все эти деньги были израсходованы на чудовище!» - Х.Р.Гигер), сегодня нельзя уже представить «Чужих» без Рипли, а гонорары Уивер приближаются к рекордным гонорарам Деми Мур. Это справедливо - именно Сигурни Уивер придала Рипли то сочетание жесткости и женственности, которое делает ее такой привлекательной.
Сергей Кузнецов, Дмитрий Нисевич («Искусство кино» №8, август 1998)
Сигурни Уивер: «В мире есть вещи поважнее меня»
Если кино что-то собой представляет, то оно способно представить это через все – через «Чужих», через «Аватара» в той же степени, что и через экзистенциальную дискуссию, ведомую героями в «Смерти и деве». Кино не разбирает дорог к зрительскому разуму или эмоциям. И я не верю, что каким-то жанрам вынесен приговор… Хотя, может быть, я так говорю, желая компенсировать один свой старый комплекс.
Мой комплекс зовут Мэрил. Мэрил Стрип. Мы учились вместе в Школе драмы в Йеле. Я считалась бесперспективной, профессора все в один голос говорили: «Старухи и проститутки – вот что за роли вас ждут». А к Мэрил относились с благоговением. Да я и сама видела ее талант… Но, знаете, мне до сих пор кажется, что мне предлагают исключительно те роли, от которых отказалась Мэрил! Рипли была из тех, которую ей точно не предлагали. Может, поэтому я и согласилась. А может, потому, что папа учил меня уважению к «коммерческой работе», то есть к той, которая востребована. Одним словом, мне было уже 29, мы с друзьями шаманили над новым, авангардным, «антинарративным» театром, репетировали по подвалам… 78-й год, что говорить. И тут мне предложили роль космолетчицы Рипли в «Чужом». Наверное, то, что я пережила тогда, теперь назвала бы холодным шоком – шоком разума. Я понимала, что это шанс выйти на другой уровень, но в то же время… я так не хотела играть эту Рипли! Я хотела играть у Вуди Аллена, у Майка Николса, я хотела играть Шекспира и Стоппарда. А тут «сай-фай», научная фантастика. Но было ощущение, что решение уже принято за меня. Жизнью. И я нашла выход – я играла не Рипли, а «Генриха V» на Марсе! Для собственного удобства я сделала Рипли шекспировским персонажем. И огнемет в руках мне уже не мешал.
…В моей жизни все главное произошло, по общим меркам, довольно поздно. Достигла известности лишь в 30. Вышла замуж в 35. Мамой стала в 40. Все произошло поздно, но вовремя. Все, что казалось моим недостатком или неудачей, обернулось преимуществом. Из-за роста меня не выбирали обычные режиссеры, зато выбрали Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон – художники не того масштаба, чтобы думать о сантиметрах. К возрасту я отношусь как к дару. На пороге своего 30-летия я ликовала: преимущества «двадцатых» сильно преувеличены, теперь я это знаю, после 30 меня будут воспринимать серьезнее и я сама буду серьезнее. В 40 я родила Шарлотту и ликовала, потому что вступаю в новую эру жизни в новом качестве – мамы, полноценной женщины. В 50 я радовалась, потому что это прекрасный возраст, чтобы оценить все преимущества взрослости, того, что ты состоялся профессионально. А теперь мне нравятся 60: я уже многое знаю о жизни, примерно представляю, как с ней справляться, и даже обрела некоторую мудрость… Она в том, что это весело, во всяком случае, не скучно – жить среди людей. Да и потом, кто знает, как выглядит счастье!
Лиза Харви/Famous Feature, подготовила Виктория Белопольская (Журнал «Psychologies» 19 Апреля 2010)