В киносказке режиссера Бориса Рыцарева (сценарий В. Федосеева при участии И. Ольшанского) «Подарок черного колдуна» нет поверхностного осовременивания фольклора: образы северной природы живут здесь в ладу со сказочными мотивами.Тает в водах сиреневый закат, снопы солнечного света пробиваются сквозь мшистые стволы сосен,— в мире фильма частью природы кажутся и крестьянские избы с резными наличниками и чертоги волшебника.
В мягком лесном мху найдет Матрена девочку с васильковыми глазами и назовет ее Василисой — мать-земля подарит бездетной Матрене дочку. Станет Василиса первой красавицей в деревне... Но не мирятся злые силы с добром и красотой: на берегу речушки вырастет фигура Черного колдуна (Л. Круглый)—полетят по небу рваные облака, ослепнет кузнец Иван (Б. Щербаков), возлюбленный Василисы,— и поведет Василиса (Е. Кондратьева) любимого к целительному источнику. Долог путь за тридевять земель ...Авторы верят в нешуточность сказочных испытаний и убедительность волшебного мира, созданного на экране, рождает серьезную интонацию этой сказки о верности: не свернет Василиса с пути, не отступит перед чарами колдунов. Спутниками Ивана и Василисы станут «расколдованные» добрым волшебством авторов Пугало (В. Сергачев) и Пугалица (Л. Ахеджакова); простодушные бедолаги эти сбежали с огорода, чтобы, испив живой водицы, «людями сделаться»...
Иван же, омыв глаза, увидит выбившиеся из-под платка седые пряди и добрые глаза постаревшей Василисы. Она отдала молодость ради спасения Ивана — такова была цена ковша живой воды. Но злые силы могут не торжествовать: мать-земля вернет молодость, даст новые силы Василисе. Потому что неистребима доброта сказки и доброта мира. И авторы нового фильма горячо убеждены в этом.
Опег Ковалов
"
Советский экран" № 1, январь 1979 года