Джейк Джилленхол, ставший звездой после другого фильма-ребуса, сыграл во «Враге» две роли. В своей первой ипостаси он - университетский преподаватель Адам, который каждый день рассказывает студентам о контроле и тоталитарном обществе. В второй он - самовлюбленный актер ролей пятого плана Дэниэл, снимающийся под псевдонимом Энтони, абсолютная копия Адама. Оба встречаются с внешне похожими блондинками (
Мелани Лоран,
Сара Гадон) и не знают о существовании друг друга. Когда Адам натыкается во время просмотра DVD на своего двойника, он начинает отчаянно искать встречи с ним. То, что становится похожим на триллер про подмену идентичности и обмен женами, к финалу превратится в нечто и вовсе по-линчевски сюрреалистическое.
Все классические истории про двойников работают как вполне прозрачные метафоры – достаточно вспомнить хотя бы рассказ «Вильям Вильсон» Эдгара Аллана По или повесть Достоевского, недавно экранизированную
Ричардом Айоэйдом - но пространство фильма канадца Дени Вильнёва («Пленницы», «Водоворот») на первый взгляд кажется загроможденным вопросами без ответов. Что означают пауки, приходящие во снах к Адаму – его страх перед женским «паучьим» началом или символ некой более глобальной паутины контроля, о котором он вещает на своих лекциях? Когда мать Адама (
Изабелла Росселлини) говорит ему о его несбывшейся мечте стать актером, не совсем понятно, к кому именно она обращается – к нему или к бессловесному актеру эпизода? О каком шраме спрашивает актер профессора? Все эти загадки могут раздражать, если вы привыкли к стройному течению сюжета, не подчиненного логике ночного кошмара. Вильнев придает еще большую загадочность происходящему, окрасив летний Торонто в тошнотворно-желтый цвет мутного марева, и этим вкупе с игрой повзрослевшего Донни Дарко создает совершенно гипнотический эффект.