Главным лауреатом «Ники», как и ожидалось, стал фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил». Он победил в пяти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая главная женская роль» (Елена Лядова), «Лучшая главная мужская роль» (Константин Хабенский» и «Лучшая музыка» (Алексей Зубарев). Чемпион проката «Сталинград» ограничился призами за лучшие работы художника и художника по костюмам. Лучшим документальным фильмом признана «Труба» Виталия Манского, лучшим анимационным – «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной.
Приятной неожиданностью стало присуждение наград за лучшие роли второго плана – они достались Юрию Быкову, отчаянно сыгравшему подонка-полицейского в собственном фильме «Майор», и Наталье Фатеевой в «Летящих по ветру листьях» Валерия Харченко.
Торжественная церемония вручения наград киноакадемии, как в прошлом и позапрошлом годах, прошла в Театре оперетты и на сей раз отличалась обилием опереточных концертных номеров. Вольный дух в церемониальную атмосферу вносил конферанс Юлия Гусмана, регулярно вступавшего в перепалку с выступавшими и публикой, а также прочитанный Александром Филиппенко стих Дмитрия Быкова, касавшийся российского соотношения между пропитым, сохраненным и приобретенным (на примере Крыма и двух номинантов «Географа…» и «Сталинграда») и новости агентства «АТАС» в исполнении двух Аркадиев – Инина и Арканова, которые внесли поправку к предложению Владимира Жириновского упразднить букву «Ы», предложив сделать единственное исключение для слова «Крым». Они же исполнили «Оду Вове», где упомянули едва ли не всех заслуженных Вов России, включая Вову Красное Солнышко, Вову Ленина, Вову Жирика и того самого Вову, который Вовин сын, хотя эта ода посвящалась не тому Вове, о котором читатель сейчас подумал, а Владимиру Зельдину, получившему в связи со своим 99-летием и другими выдающимися качествами почетную «Нику». Был также показан фирменный кинокапустник, изготовленный тем же Ининым с помощью Вонсовича, Воловича и Якубовича. Злободневных моментов было меньше, чем обычно, а нижепоясных – больше, но одна шутка стоила многих: «В России две беды – дураки и те, кто их выбирает». Так же лихо пошутил Манский, завершивший лауреатскую речь замечанием, что название его картины подойдет любому серьезному российскому фильму. К сожалению, из-за отсутствия нынешнего министра культуры нельзя было полюбоваться его реакцией, но позапозапозапрошлый министр культуры, а ныне специальный посланник президента Михаил Швыдкой чувство юмора не утратил.
В кино, как в хоккее и футболе, есть «хет-трик» – его исполнителями считаются те, кто в один год получил три профессиональных кинопремии: «Нику», «Золотой орел» и «Белый слон». Это бывает нечасто, но в этом году – случилось: «хет-трик» сделали Хабенский и Лядова, заворожившие всех: и подозрительных «орлят», и свойских «никониан» и скептических «слонят», сиречь киноведов, кинокритиков и киножурналистов.
Вообще, хотя сопоставление многолетних результатов трех премий весьма занимательно, составить полную картину предпочтений двух академий и одного экспертного совета в общих номинациях нельзя. Дело и в частичном несовпадении премиальных периодов, и в том, что «Белый слон» рассматривает всю годовую продукцию, «Ника» же и «Орел» – только те картины, которые выдвинуты их создателями. Если они не согласны на выдвижение – фильм исключается из цикла. Сейчас по этой причине на «Нику» не попала «Легенда №17» Николая Лебедева, признанная на «Орле» лучшим фильмом прошлого года. Загвоздка, очевидно, в том, что «Легенда» сделана студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, который невзлюбил «Нику» в 1993 году (когда приз за лучшую мужскую роль достался Элгудже Бурдули в «Солнце неспящих», а не Валерию Гостюхину в «Урге») и с тех пор не позволяет ей судить его фильмы и многие фильмы его студии. Впрочем, присутствие «Легенды» могло изменить расклад лишь в некоторых частных номинациях: для «Ники» эта картина, героизирующая позднесоветское время, пожалуй, слишком конформна.
Тем не менее в отдельные годы три премии проявляли полное единодушие в выборе лучшего фильма – так было, например с «Кукушкой» Александра Рогожкина в 2002 году и с «Возвращением» Андрея Звягинцева в 2003-м. Больше совпадений в частных разрядах, особенно актерских работах, которые оценивают не рассудком, а художественным чувством. Но легко предсказать, что по мере усиления нажима власти на кинематограф, которое приводит к появлению одиозных фильмов вроде «Августа Восьмого», расхождение в главных номинациях между «самодержавной» премией и двумя другими, общественной и критической, будет все более заметным.
В свете сказанного интересно будет посмотреть на премиальную гонку 2015 года, ведь на подходе фильмы нового президента «Ники» Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Солнечный удар» Никиты Михалкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Снимают кино Александр Сокуров и Александр Миндадзе. Словом, ожидается битва титанов…