Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Завершились съемки фильма-катастрофы «Ледокол»

Завершились съемки фильма-катастрофы Николая Хомерики «Ледокол», посвящённого второму дрейфу научно-исследовательского судна «Михаил Сомов», который закончился 11 августа 1985 года.

Николай Хомерики: «Эта история драматургически очень интересна: члены экипажа оказываются в замкнутом пространстве и не знают, выживут они и вернутся ли домой. И их героизм в том, чтобы выдержать, не упасть духом, продолжать жить, верить и оставаться человеком в любой ситуации».

Перед началом съёмок Пётр Фёдоров, исполнивший роль капитана Петрова, встречался со своим прототипом – капитаном «Сомова» Валентином Родченко: «Любому актеру очень важно иметь возможность приблизиться к профессиональному миру своего героя до того, как начнутся съемки. Особенно, когда рассказ идёт о людях героических и точных профессий – здесь важно не допускать ошибок. Мне казалось, что важно ещё понять, как в ощущениях сложить само отношение к судну – ведь с одной стороны, это мощь и величие огромного корабля, а с другой, абсолютно бытовой расклад, ежедневная работа большого коллектива и, что важно, совсем не военного характера. Если посмотреть документальные материалы, со стороны может показаться, что по палубе бегают практически хипстеры, такие бородатые парнишки в синих алясках с оранжевой подкладкой, в ушанках и валенках, всё это завораживает. Поэтому опять же интересно не брутализировать тему героизма, а рассказать про людей, со своими характерами и конфликтами. И женщин, которые их ждали».

За достоверность происходящего в кадре отвечает консультант проекта – почетный полярник, капитан «Михаила Сомова» с 1998-го по 2014-ый годы Юрий Настеко. Его участие в картине не ограничилось ценными советами – ему досталась роль члена команды, принимающего на борт ледокола вертолёт.

Первой съёмочной площадкой фильма стал атомный ледокол «Ленин», мурманский действующий музей, который закрыли для посетителей на весь подготовительный и съёмочный период. Чтобы ледокол был похож на судно, находящееся в антарктическом дрейфе, его тщательно задекорировали бутафорским снегом. Специально для съёмок была сконструирована парафиновая система для создания эффекта обледенения – от легкой изморози до тяжелых наледей. Тёртый парафин также использовали для крупных планов – он больше всего похож на настоящий снег. Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же «снежили» усы и бороды всех членов команды, а мощный ветродуй и бумага создавали снежную бурю и покрывали палубу ледокола. Для декорации судна и создания вьюги было задействовано более 12 видов синтетических снегов, ушло 7 тонн парафина и такое же количество бумаги. Парафин использовали и для декорации торосов – нагромождений обломков льда, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. В основе конструкции были деревянные европоддоны и фанера, которые закрывали синтепоном. Для создания скульптуры льдов использовали пенопласт, сверху всё покрывалось парафином.

Огромная часть работы ляжет на специалистов компьютерной графики, ведь большая часть сцен снимается на хромакейных фонах. На носу и корме ледокола были установлены хромакейные конструкции, которые размещались под определенным углом, чтобы не закрывать свет для камеры. В общей сложности было использовано более 100 метров хромакейного полотна.

Из Мурманска съёмочная группа переместилась в Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Заснеженные просторы являются не только отличной фактурой для натурных съемок – именно здесь толщина снежного покрова достигает нескольких метров, что было необходимо для сооружения под снегом специальных конструкций для съёмки сцены падения главного героя в снежную пещеру. На строительство самой пещеры ушло несколько дней: вся внутренняя часть – это декорация из досок, воска, пенопласта и других материалов, залитых расплавленным воском и засыпанных целлюлозным снегом. Размер пещеры (3,5 на 14 метров) позволял вмещать около десяти человек в полный рост, но двигаться нужно было очень аккуратно, чтобы не нарушить целостность конструкции. Самая сложная часть работы досталась Петру Фёдорову – съёмки пробуждения его персонажа в пещере после падения снимали в настоящем снегу, в котором ему пришлось пролежать в общей сложности не один час.

В Хибинах снимали и взрыв бочек с горючим. Декоративные бочки, в одной из которых была взрывчатка, устанавливались на определённой точке и взрывались дистанционно. Взрыв снимали в нескольких ракурсах, используя скайлифт и креш-бокс, а убегающих от взрыва актеров оператор снимал вручную. Сложность съёмки этой сцены заключалась в том, что весенний снег уже не был таким устойчивым, и съёмочная группа и актёры часто уходили по колено, а то и по пояс под снег – бежать в таких условиях было почти невозможно. К тому же, очень важно было сохранить целостность снежного покрова для съёмки крупных планов. Поэтому после каждого дубля все следы тщательно маскировались, а съёмочная группа ходила друг за другом по узкой тропинке.

Самым тяжелым испытанием для актёров стали съёмки в Севастополе, когда им под палящим солнцем при 30-градусной жаре приходилось сниматься в тулупах, валенках и варежках. Здесь снимали сцену затопления трюма, когда торосы пробивают борт судна. Трюм величиной в несколько этажей возводили из бруса и фанеры, которые потом обрабатывали так, чтобы придать им металлический блеск, а чтобы добавить многослойности и ржавчины, всю конструкцию изнутри покрывали специальными красками. В итоге получилась точная копия трюма «Михаила Сомова».

Участие в «Ледоколе» требовало от актёров серьезной физической и эмоциональной подготовки, ведь им приходилось выполнять сложнейшие трюки. В частности, во время съёмок сцены возгорания кабины вертолёта Александр Паль отказался от каскадёров и предпочёл гореть сам. Герой Александра Яценко, пытаясь спасти упавшего в воду товарища и его собаку, опускался на тросе за борт ледокола и поднимался обратно мокрый и с собакой на руках. Когда снимали крушение вертолёта, Сергею Пускепалису и Александру Палю несколько часов пришлось плавать в воде в гидрокостюмах и одежде полярников, лавируя между ледяными глыбами и осколками. И всё же не обошлось без каскадёров. Например, в сцене падения героя за борт. Прежде чем приступить к съёмкам данной сцены, на носу судна закрепляли специальную конструкцию, состоящую из контейнера и горки. Из неё на каскадёра за один дубль срывались 20 тонн воды и смывали его в ледяное море.

Сцены с капитанскими жёнами (Анна Михалкова и Ольга Смирнова) снимали в Санкт-Петербурге. Северная столица оказалась единственным местом, где не возводили крупных массивных декораций. В настоящем общежитии, где по сюжету живут жена и сын капитана Петрова, декорировали комнату и коридоры, из-за чего все его жители на некоторое время оказались в середине 80-ых. Кроме того, съёмки проходили в больнице, где на свет появляется сын второго капитана Севченко. А сцены спасательной экспедиции снимали в Морском порту на дизельном ледоколе «Ермак».

Поскольку действие фильма разворачивается в 1985-м году, главной задачей художников, костюмеров и реквизиторов стал поиск максимального количества вещей и всевозможных предметов того времени. Создатели картины изучали документальные материалы, общались с участниками реальной экспедиции «Сомова», консультировались с сотрудниками НИИ и Российского музея Арктики и Антарктики, находили одежду на блошиных рынках, а то, что было необходимо в нескольких экземплярах для съёмки трюков с множеством дублей, создавали по эскизам.

Игорь Толстунов, генеральный продюсер «ПРОФИТ»: «Мы планируем выпустить «Ледокол» в прокат осенью 2016 года. Я надеюсь, что картина заинтересует нашего зрителя и самим сюжетом, и персонажами, и зрелищностью, ведь в основе фильма – реальная история о непридуманных героях, сильных людях, противостоящих мощной стихии».
В настоящий момент картина находится в монтажно-тонировочном периоде.
Просмотров: 947
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: