Творческий почерк мастера страшного и абсурдного кино Дэвида Линча невозможно спутать с чьим-то другим. Начав снимать в 20 лет, он стал одним из известнейших режиссеров. Его работы могут восхищать и пугать, их можно любить или считать пустым бредом, но не смотреть нельзя. 20 января, в среду, этот представитель американского независимого кинематографа отмечает свое 70-летие.
За время работы он принимал участие в записи нескольких альбомов и создавал клипы на собственные музыкальные композиции, а еще снял 15 короткометражек, 3 сериала и 11 полнометражных фильмов, лучшие из которых и решил вспомнить корреспондент ИА "Амител" .
"Голова-ластик"Эта лента стала для режиссера первым полнометражным фильмом, до нее он работал только над коротким метром. Сам Линч назвал картину "сном о темных и тревожных вещах". Для тех, кто не видел, история эта о странной паре, воспитывающей ребенка-уродца и живущей в наполненном странными звуками городе. Здесь нашли воплощение особая линчевская образность и антиэстетика. В широкий прокат "Голова-ластик" не вышел, зато принес мастеру известность в независимых кинотеатрах. Говорят, что после того, как Джордж Лукас увидел "Голову-ластик", он предложил Линчу стать режиссером "Звездных войн: Эпизод VI — Возвращение Джедая", но тот отверг эту идею, предположив, что в случае согласия будет вынужден поступиться своим видением фильма.
"Человек-слон"Картина вышла в свет через четыре года после "Головы-ластика". Драма о человеке-слоне построена на реальных событиях и сюжете одноименной книги Фредерика Тривза и произведения Эшли Монтегю "Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве", а в главной роли здесь снялся Энтони Хопкинс. Через физическую неполноценность своего героя, которую компенсировали доброта, милосердие и открытость, Линч показал моральное уродство окружающих людей.
"Дюна"Эта картина стала довольно нестандартным режиссерским опытом Линча: в первый и последний раз он снимал не иррациональный мир подсознательного, а вполне реальную жизнь, только на других планетах и в будущем. "Дюна" — экранизация одной из книг фантаста Фрэнка Герберта. К ленте отнеслись очень неоднозначно: ее не оценили критики, любители произведений Герберта и фанаты режиссера. Но посмотреть кино все же стоит, так как оно по-новому раскрывает талант Дэвида Линча, хотя он и убрал из титров свое имя.
"Синий бархат"Свое название мистическая и эротическая картина получила от шлягера Бобби Винтона "Синий бархат", которую исполняет одна из героинь – певица ночного клуба, над которой довлеет страшный мафиози. В эту личную драму случайно впутывается главный герой Джеффри Бомон. А начинается кино с того, как он находит на лужайке человеческое ухо – самый простой инструмент для того, чтобы добраться к человеческому мозгу.
"Дикие сердцем"Здесь снимаются Николас Кейдж и Лора Дерн, за эту картину Линч получил "Золотую пальмовую ветвь" из рук Бернардо Бертолуччи, хотя сценарий к фильму он написал всего за десять дней.
"Твин-Пикс"В культовом детективно-мистическом сериале интрига закручивается вокруг загадочного убийства Лоры Палмер, а действие происходит в маленьком живописном городке Вин Пик. Разобраться в сюжетных хитросплетениях не так просто, Линч планировал оставить имя убийцы в тайне до конца, но продюсеры настояли на развязке.
"Шоссе в никуда"Свой фильм Линч назвал "историей об убийце-шизофренике с большим количеством участников, рассказанной с различных точек зрения этими же участниками". На создание этого триллера режиссера вдохновил знаменитый убийца О. Джей Симпсон.
"Простая история"В основу фильма легла реальная история из жизни 73-летнего Элвина Стрейта, совершившего шестинедельное путешествие из Айовы в Висконсин, в итоге у Линча получилась философская картина, хотя и с явным линчевским почерком.
"Малхолланд Драйв"Если спросить у человека, впервые посмотревшего эту картину, как она ему, то, вероятнее всего, он ответит: "Ничего не понятно". Эту запутанную работу Линч изначально планировал сделать продолжением "Твин-Пикса", но эти планы не осуществились, зато появился новый фильм, который многие называют самым лучшим проектом режиссера.
"Внутренняя империя"Пытаться отыскать "ключи" и разгадать "Внутреннюю империю" Линча бессмысленно. Это утверждение спорное, зато весьма облегчающее жизнь при просмотре. В своем мастерстве испытывать зрительское терпение режиссер дошел до кульминации. Если "ничего не понятно" было в "Малхолланд Драйв", то здесь и подавно.