Азербайджанский композитор, пианист, дирижёр.
Народный артист Азербайджанской ССР.
Родился 7 ноября 1917 года в Баку, в семье служащего.
Яркие музыкальные способности привели его в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью в рабфак при Азербайджанской государственной консерватории, а затем, в 1934 году — в консерваторию. В консерватории Тофик учится на двух факультетах — фортепианном — в классе профессора И.С. Айсберга и дирижёрском — в классе профессора С.Г. Штрассера. Здесь, в консерватории, знакомится он впервые с творениями великих классиков прошлого — Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта, и других композиторов. В классе превосходного музыканта-педагога Л.М. Рудольфа изучает музыкальную форму, гармонию, полифонию, знакомится с техникой композиции.
К началу 1930-х годов относятся и первые опыты Тофика Кулиева в сочинении. Ещё в 1931 году, обучаясь на рабфаке, Кулиев, по совету одного из первых своих учителей, уже завоевавшего признание, А. Зейналлы, пишет песню на слова М.А. Сабира — "Про школьника". В последующие годы учебы он неоднократно пробует себя в композиции, сочиняя песни, делая обработки, переложения и т.д. Уже с 1935 года Кулиев начинает дирижерскую работу в Азербайджанском государственном драматическом театре им. М. Азизбекова.
Огромное значение в творческой биографии Кулиева и в музыкально-общественной жизни республики имеет его деятельность фольклориста, начавшаяся в 1930-е годы. Включившись с группой композиторов и музыковедов в работу по сбору, записи и публикации фольклора, Кулиев явился одним из тех, кто сыграл заметную роль в этой области национальной культуры. Собранный им в экспедициях по районам республики песенный и танцевальный материал, вошёл, впоследствии, в опубликованные сборники. Так, в 1951 году был издан сборник "Азербайджанские народные танцы", а часть записанных танцевальных мелодий были им обработаны и в 1955 году изданы в сборнике "15 азербайджанских народных танцев". Некоторые из записанных композитором песен вошли в два тома "Азербайджанские песни", вышедшие в 1956-1958 годах под редакцией выдающегося певца Бюль-Бюля. Работу по записи и обработке фольклорного материала Тофик Кулиев продолжает во все годы своей творческой деятельности, неоднократно обращаясь и к музыке других народов. Так, например, им сделаны в 50-60-ые годы обработки арабских, индийских, болгарских, китайских песен. Огромное значение для национальной музыкальной культуры имела работа Кулиева по записи и публикации мугамов. Тофик Кулиев — явился одним из первых композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 году им были изданы (совместно с композитором 3. Багнровым) записи мугамов "Раст", "Сегях", "Забул", "Дюгях".
Яркое дарование Кулиева обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У.Гаджибекова, Наркомпрос Азербайджана направляет Кулиева для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе фортепиано профессора Нейгауза.
Музыкальная жизнь Москвы оказала на Т. Кулиева огромное воздействие. Он слушает много музыки в исполнении выдающихся музыкантов, знакомится с исполнительской деятельностью известных дирижёров, пианистов, музыкальных коллективов столицы. Особый интерес у молодого музыканта вызывает эстрадное искусство. Вскоре он начинает работать, в известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А. Цфасмана, в качестве пианиста. Абсолютный слух, необыкновенная музыкальная память, виртуозное владение инструментом, мастерство импровизации снискали ему любовь и уважение слушателей и коллектива, в котором он успешно проработал до 1939 года. В 1939 году, вернувшись в Баку, Кулиев занимается организационной работой по созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с началом в 1941 году Великой Отечественной войны.
Война определила содержание и характер всего искусства, первостепенной задачей которого явилась помощь фронту. Эстрадный оркестр, созданный Кулиевым и уже успевший завоевать горячие симпатии слушателей, с первого же года войны названный Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и активно обслуживает части войск, находящихся на передовой линии фронта. Для оркестра Тофик Кулиев пишет ряд песен патриотического содержания, как, например, "Ни шагу назад" (слова Суркова), "Нежная рука" (слова Н.Доризо), "О русской девушке", "Песня бойцов" и др. С 1943 года ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной Краснофлотской, продолжал руководить Кулиев. Ансамбль часто выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране.
После окончания войны, Тофик Кулиев связывает свою композиторскую деятельность с драматическими театрами им. М. Азизбекова, им. С. Вургуна (русский театр), театром Юного зрителя им. М. Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям "Двенадцатая ночь" В. Шекспира, "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Айдын" Д. Джабарлы, "На дальних берегах" Г. Сеидбейли и И. Касумова, "Братья" Р. Рзы, "Гариба адам" ("Чудак") Н.Хикмета, "Ширванская красавица" Э. Мамедханлы, "Эл оглу" А. Шаига и др.
В 1940-е годы начинает Кулиев и работу в кино, активно продолжив её в последующие десятилетия. Во второй половине 1940-х годов появляются и многие песни Кулиева, завоевавшие популярность. Это группа песен, посвященная Родине — среди них "Песня о Родине" (сл. М. Рагима), "Азербайджан" (сл. С. Вургуна), песни лирического плана, как, например, "Ала Даг", песни трудовые и др.
Большую работу по популяризации музыки Кулиева сыграло его творческое содружество с выдающимся певцом Р. Бейбутовым, одним из лучших исполнителей песен композитора. Во второй половине 1940-х годов Т. Кулиев и Р. Бейбутов совершили поездку по городам Советского Союза, выступая с концертами, сопровождавшимися неизменно огромным успехом. Вокальное мастерство Рашида Бейбутова и блестящий пианизм Тофика Кулиева, выступавшего как аккомпаниатор и солист со своими произведениями, пленяли слушателей самых разных аудиторий, в самых различных городах Союза.
Однако, несмотря на большой творческий и исполнительский успех, Тофик Кулиев, как взыскательный художник, очень требовательно относящийся к себе, считает необходимым продолжить свое образование и в 1948 года возобновляет учёбу в Московской консерватории по дирижированию в классе профессора А. Гинзбурга и композиции — в классе профессора К. Голубева. Окончив в 1951 году консерваторию, Кулиев поступает в аспирантуру Московской консерватории, где завершает свое образование под руководством выдающегося дирижера А. Гаука. С 1954 года, вернувшись в Баку, Кулиев ведет педагогическую работу в Азербайджанской консерватории им. У. Гаджибекова. Здесь он руководит студенческим оркестром, оперным и оркестровыми классами, преподает инструментоведение. С 1958 года Кулиев работает в Азгосфилармонии им. М. Магомаева художественным руководителем, а вскоре и директором. 1950-е годы — период яркого расцвета творчества Кулиева — композитора. В эти годы появляются фортепианные сочинения композитора, среди них — "Лезгинка", "Вариации", большое число песен, из них такие популярные, как "Золото ветвистое" (сл. Жаркого), "Не гордись", "Я люблю тебя", "Добрый край, Азербайджан".
Ко второй Декаде азербайджанского искусства в Москве, в 1959 году композитор создает ярко жизнерадостную кантату "Песнь о Москве", раскрывающую тему дружбы народов. Много написано им в эти годы музыки к драматическим спектаклям, как, например, к пьесе "Преступление Энтони Гранта" — М. Волибранского, Р. Рубинштейна, "Когда цветет акация" — М. Вишнякова, поставленных на сцене Русского драматического театра им. С. Вургуна, "На дальних берегах" И. Касумова, "Ширванская красавица" Э. Мамедханлы (Азербайджанский драматический театр им. М. Азизбекова).
В это десятилетие написана Кулиевым и музыка ко многим фильмам, которые завоевали огромную популярность. Такова музыка к фильму "Мачеха" (1958), "Под знойным небом" (1958 г.), "Бахтияр" (1959), "Можно ли его простить" (1959).
Активностью — как творческой, так и музыкально-общественной деятельности композитора, отмечены и последующие десятилетия. В 60-е и 70-е годы Тофик Кулиев — участник многих международных конференций, фестивалей, праздников искусств. В 1962 году по приглашению Академии искусств он принимает участие в конференции, посвященной проблемам развития музыкального искусства и обмена культурными ценностями, опытом; несколько позже, он участник Дней азербайджанского искусства в Чехословакии, где сочиняет песни о Братиславе и "Песню о Праге", завоевавшие популярность в Чехословакии.
Многократно возглавляет Кулиев делегации азербайджанских артистов, представляющих искусство своего народа за пределами нашей страны: в Болгарии, Польше, Италии и др. Являясь в течение многих лет Первым секретарем Союза композиторов Азербайджана, Кулиев уделяет много внимания воспитанию молодых композиторских кадров, руководит проведением многих композиторских пленумов, музыкальных фестивалей, конференций, съездов. Часто выступает он с докладами и статьями, посвящёнными различным проблемам и задачам азербайджанского искусства.
Неоднократно, под непосредственным руководством Кулиева проводятся в республике Недели музыки для детей и юношества, праздники песен, смотры, олимпиады. Кулиев постоянно принимает участие как председатель жюри или член жюри в конкурсах, смотрах самодеятельных коллективов, много ездит по районам республики, отбирая юные таланты для школ, музыкальных коллективов. В 60-70-е годы им написано множество произведений разных жанров. Среди них большое число великолепных песен, завоевавших широкое признание. Это музыкальная комедия "Одно слово твое" (1964), "Доброе утро, Элла" (1973), балет "Песнь о любви", музыка к фильмам: "Есть такой остров", "Насими", удостоенному премии на III Всесоюзном кинофестивале, "Дервиш взрывает Париж", "Телефонистка", музыка ко многим спектаклям в разных театрах.
Активно откликается композитор на все важнейшие события в жизни своей страны. В дни Декады русской культуры в Азербайджане Кулиев, совместно с композитором Соловьевым-Седым, создает песню "Добрый край, Азербайджан". Песней откликается он на подвиг первого в мире космонавта — Юрия Гагарина. Много песен посвящается композитором в эти годы важной теме дружбы народов. Среди них "Молдова — Азербайджан" (1966), цикл песен о Грузии. Как и ранее, в эти годы песни Кулиева звучат во многих городах Союза и за его пределами. Так, например, "Песней о нефтяниках" открывается в 1972 году в Брюсселе на Международной выставке демонстрация азербайджанской культуры. Активизируется в эти годы и музыкально-общественная деятельность Кулиева. Среди произведений Кулиева, написанных в последние годы, кантата "Республика шагает", музыка к фильму "Свекровь", "Симфонические танцы", песни "О Баку", "О Родине" и др. Общественность Азербайджана высоко оценила деятельность Кулиева — ему присвоено почетное звание народного артиста Азербайджанской ССР, звание лауреата премии Ленинского комсомола республики.
Умер Тофик Кулиев 5 октября 2000 года в Баку после продолжительной болезни. Похоронен на Аллее Почётного Захоронения. На песнях Тофика Кулиева выросло несколько поколений бакинцев, а его удивительная преданность музыке, забота о молодых исполнителях позволила воспитать целую плеяду азербайджанских музыкантов и композиторов.
www.nostalgie.com1.ru
Композитор
1991 Вне
1987 Сурейя
1986 Особые обстоятельства
1984 Воспоминание о гранатовом дереве
1983 Учитель музыки | Musiqi müəllimi
1982 Здесь тебя не встретит рай
1981 Дополнительный след | Əlavə İz
1978 Свекровь1977 Лев ушел из дома | Şir Evdən Getdi
1976 Цена счастья | Xoşbəxtlik qayğıları
1976 Дервиш взрывает Париж
1973 Насими | Nəsimi
1970 Ищите девушку | O qızı tapın
1966 Почему ты молчишь?
1965 Хасан - арбакеш1963 Есть и такой остров1963 Где Ахмед?1962 Телефонистка
1959 Можно ли его простить?
1958 Мачеха
1957 Под знойным небом
1955 Любимая песня
1955 Встреча
1941 Сабухи