Maya Menglet
Родилась 8 августа 1935 года в Москве, в семье актеров Георгия Менглета и Валентины Королевой. В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.
Майя была влюблена в театр и кино с детства. В книге Георгия Менглета "Актер - лицо действующее", актриса вспоминает, что снималась в пятилетнем возрасте в фильме "Лермонтов" (1943) и еще "... когда я была в девятом классе, сын актера Театра Cатиры Федора Николаевича Курихина, Никита, снимал свой дипломный фильм. Он попросил папу там сняться, а заодно снял и меня." Это были первые опыты в кино. Майя несколько лет занималась в театральной студии городского дворца пионеров и даже как-то снялась в небольшой роли в одном из фильмов. Тем не менее, свое будущее связывать с актерской профессией Майя поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась сцены и сильно сомневалась в своих внешних данных.
И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.
Майя Георгиевна вспоминает: «И у нас возник такой флюид. Детский роман с моей стороны, но потом он прекратился, и была совершенно параллельная разная жизнь у него и у меня, а потом, так сказать, это все опять возобновилось. Я никогда не любила красивых мужчин. Это не мой тип. Я всегда любила светлых и очень обаятельных, душевных, вот так сказать, понимаете, с каким-то таким внутренним шармом. Наверное, так сказать, меня это и поразило. Потом мне очень нравилось, как он двигается, как он поет, он меня купил тем, что он мне пел такие жестокие романсы, замечательно пел».
Майя не стала поступать в Щукинское, она подала документы в Школу-студию МХАТ. Причем сделала она это тайком от родителей, сказав, что поступает в институт иностранных языков. О выборе дочери родители узнали лишь после того, как Майя была принята на курс В.О. Топоркова. А вскоре произошли изменения и в личной жизни будущей актрисы, - она вышла замуж за Леонида Сатановского. В 1955 году у них родился первенец.
На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!
Майя Менглет вспоминает: «… я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, что это именно, мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».
Многие сомневались в выборе Ростоцкого. Не верили, что Тихонов и Дружинина смогут сыграть деревенских парня и девушку. А что уж говорить о Майе Менглет! У начинающей актрисы действительно поначалу мало что получалось. Дело в том, что одновременно со съемками она репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном спектакле. Роли были совершенно разными, и Майя порой не успевала перестраиваться. «И вот приходила на репетицию, Ефремов говорил: «Майя, что с тобой, что ты такая скованная, куда все девалось то, что мы вчера нашли». Приходила на съемку, Ростоцкий говорил: «Майя, да что ж такая разбеша, да что ж такое...» - вспоминала Майя Георгиевна. К счастью, Станислав Ростоцкий не слушал советчиков, он продолжал верить в Майю, как оказалось, не зря…
Съемки фильма происходили в деревне. Актеры здесь жили, ходили в той одежде, в которой снимались, и все это способствовало быстрейшему вживанию в роль. Со временем местные жители стали полностью отождествлять их с персонажами фильма, порой забывая, что перед ними столичные артисты. Наверное, именно в такой атмосфере и рождаются настоящие шедевры…
Первая главная роль Майи Менглет в кино оказалась поистине триумфальной. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?»
К счастью, Майя оказалась внутренне готова к этому потоку славы. Она признается: «Ну я понимала, я человек, тоже немножко обладающий юмором, я понимала, что, конечно, кино приносит шквал славы, иногда это совершенно незаконно бывает, и это не значит, что ты, так сказать, хороший актер или уже маститый актер, но иногда человек молодой и может и не вынести этого груза славы, может надломиться и задрать нос, это искалечит всю дальнейшую судьбу, но у меня, к счастью, такого не произошло».
В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».
Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых» героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли. Майя Менглет признается: «Это было счастливое время встреч, работы с такими замечательными людьми, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин, Л. Варпаховский, А. Попов, А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз, Р. Быкова, Е. Леонов, П. Глебов, Л. Савченко, А. Балтер...»
А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове».
Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше появлялась на киноэкране. «Ну, я люблю театр больше чем кинематограф, признается актриса. - Я, как сказать, верна ему в первую очередь, и если вставал вопрос: театр или кино, - всегда перевешивал театр, потому что мне это было всегда интересней, потом были в театре Станиславского, где я работала, были интересные роли, спектакли, интересные режиссеры».
Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
А вот Майя долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить». В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла семья, - через некоторое время у нее родился второй сын. К тому же от проблем отвлекала работа в театре…
С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе силы наладить дружеские отношения с Ниной Архиповой…
Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.
Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу был равнозначен его потере.
К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем появилась возможность выезжать к сыну. Тем временем, младший сын решил не идти по стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы эмигрировал вслед за своим братом в Австралию.
Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано».
Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией. Как признавалась Майя Георгиевна, они просто не знали куда себя деть, как жить дальше. Решение пришло неожиданно, - сыновья пригласили родителей к себе в Австралию.
В настоящее время Майя Менглет и Леонид Сатановский работают в Монреальском Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.
Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский остаются гражданами России. Они искренне любят свою Родину и периодически приезжают в Москву. Живет в Мельбурне, Австралия.
Заслуженная артистка РСФСР (1984).
призы и награды
Кавалер Ордена Дружбы (1999)
роли в кино
1995 На углу у Патриарших1994 Похороны крыс | Burial of the Rats | Roger Corman Presents 'Burial of the Rats' (США, Россия) :: мадам Рено
1991 Встретимся на Таити :: жена Надоленко
1990 Женский день :: мать Ирины
1986 Певучая Россия1984 Шанс :: Ванда Савич :: главная роль
1984 Осиное гнездо1980 Атланты и кариатиды :: Нина Ивановна
1979 Повесть об одной любви (фильм-спектакль) :: Вера Александровна Наумова
1978 Женитьба Белугина (фильм-спектакль) :: Елена Васильевна
1974 Большой аттракцион :: Марина Логинова
1972 Юлька :: Наталья Николаевна
1971 Алло, Варшава! :: Зося
1969 Похищение :: артистка Менглет
1967 Места тут тихие :: девушка на танцах в клубе
1961 Алёнка :: Лида
1960 Домой :: Саша
1959 Исправленному верить :: Зоя Левченко
1958 Матрос с "Кометы" :: Шура
1957 Дело было в Пенькове :: Тоня Глечикова :: главная роль
1943 Лермонтов :: эпизод