Родился 11 (23) декабря 1858 года на Кавказе, в местечке Озургеты около Поти (ныне - Грузия).
Режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра.
Народный артист Республики (1923).
Народный артист СССР (6.09.1936).
Отец — подполковник, помещик Черниговской губернии, мать — урождённая Ягубова, армянка.
Детство его проходило в Тифлисе. Рядом с домом находился летний театр, который увлёк десятилетнего мальчика. В четвёртом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.
В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Владимир поехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет, потом учился на юридическом факультете. Но в 1879 году ушёл из университета и работал литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробовал себя в беллетристике, в драматургии.
В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».
В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.
В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.
С самого раннего детства Немировичем-Данченко овладела мечта о театральной сцене. Однако только в юности он сумел приблизиться к реальному её осуществлению, когда в 1877 году в возрасте 19 лет начал впервые выступать на сцене любительского театра.
Эти спектакли принесли Немировичу-Данченко весьма крупный успех. Однако продолжать свою актерскую карьеру он не стал. Будущий режиссёр очень хорошо представлял себя в героическом амплуа, которое принесло ему первые успехи, однако его внешние данные заставили его отказаться от карьеры актёра, хотя из Немировича-Данченко и мог бы получиться великолепный характерный актер. Юноша понимал, что его успех объясняется скорее молодым возрастом и свойственной ему темпераментностью и искренностью. Это позволяло на какое-то время забыть о внешних данных, но так не могло продолжаться всю жизнь, а устраивать свою судьбу только на половину Немирович-Данченко не желал.
В августе 1886 года он соединил судьбу с красавицей Екатериной Николаевной, дочерью известного общественного деятеля и педагога Корфа, по первому мужу — Бантыш. Их брак длился более полувека...
В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.
Знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского состоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» и продолжалась восемнадцать часов. Разговор шёл о возможности создания нового театра в Москве.
В 1898 году был создан Московский Художественно-Общедоступный театр (МХТ). Владимир Иванович привлек к сотрудничеству А.П. Чехова, А.М. Горького, Л.Н. Толстого.
В 1907 году Художественный театр стал испытывать репертуарный кризис. После того как Немирович-Данченко не принял пьесу «Дачники», Горький отказался от сотрудничества с МХТом.
В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию (с 1926 года — Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко). осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли за рубеж; в октябре начались её выступления в Европе (Берлин). Далее — гастроли по США.
Для режиссера стала творческой драмой история, в результате которой Музыкальная студия по возвращении на родину лишилась помещения. Об этой обиде, вопреки своему обыкновению, он не стал молчать.
Немирович-Данченко решил принять предложение американской кинофирмы. Наркомпрос предоставил режиссёру в мае 1926 года отпуск на год, потом продлённый. 25 сентября Немирович-Данченко вместе с женой приехал в Голливуд, где их поселили на виллу — с кипарисами, пальмами, террасами, гаражом. Режиссёр встречался с голливудскими знаменитостями, сочинял сценарии и готовился к съемкам, заключил контракт с «Юнайтед артистс». Однако репетиции и беседы с актерами не давали ему удовлетворения, ни один из написанных им киносценариев не был запущен.
В январе 1928 года он вернулся в Москву со словами: «Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе...»
В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко. В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
С осени 1928 года из-за болезни сердца К.С. Станиславский прекратил актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко.
До конца жизни он возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем
В начале 1930-х он начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства.
На спектаклях Художественного театра бывал Сталин. Он покровительствовал МХТу. С 1928 года правительственным постановлением Немировичу-Данченко была назначена пожизненная пенсия. Он продолжал пользоваться правом свободного выезда за границу, вместе с женой отдыхал на европейских курортах, предпочитал Швейцарию, берег Женевского озера. К его услугам были лучшие санатории Крыма, Кавказа, подмосковной Барвихи. Отдыхал он и у себя на даче в Заречье...
В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.
В 1941 году после начала войны Владимир Иванович переехал в Нальчик, затем в Тбилиси. Но уже в сентябре 1942-го он снова в Москве.
Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.
25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь В.И. Немировича-Данченко. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года.
Брат — Василий Иванович Немирович-Данченко (1848-1936) — журналист, писатель, эмигрант.
Сын — Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889-1939) — юрист, журналист, белоэмигрант.
Сын — Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894-1962), окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при нём.
Внук — Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в настоящее время — заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова.
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1942) — за постановку спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина.
Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся достижения.
Орден Ленина.
Орден Трудового Красного Знамени.
архивные кадры
1975 О нашем театре (документальный)
Режиссер
1984 Три сестры (фильм-спектакль)
1972 Враги (фильм-спектакль)