Советский эстрадный певец (тенор).
Заслуженный артист Марийской АССР.
Родился 24 января 1942 года в Одессе, на улице Петра Великого в коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория.
По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители ушли на фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.
Это было время оккупации Одессы фашистами. Бабушка в то время работала дворником. На руках у Домны Кузьминичны двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера, который был всего на 2 года моложе своего дяди. Валера всегда называл бабушку на «вы», и обращался к ней «мама». Домна Кузьминична рассказывала случай, который чуть было не стоил жизни обоим мальчикам.
Лёня украл у немецкого офицера колбасу и съел. Немец в ярости поставил мальчиков к стене, собираясь застрелить, но тут вмешалась бабушка. Она бросилась к офицеру в ноги и стала целовать ему сапоги. Благодаря ей мальчики остались живы.
1949 год. Голодное и нелёгкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Сам, про себя он говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров и карманников, но любил этих пацанов и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у них были клички. «Цуна» — так звали Валеру его дружки. Позже,вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывать так, что их можно было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.
Валера пел с самого детства.Он пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время «чистили» карманы публики. Как он сам говорил, шутя, «каждый занимался своим делом». «Заработанное» делили пополам. Ободзинский не имел музыкального образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь. Валерий — певец самоучка. О себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою творческую индивидуальность. Ещё он говорил, что гениями не рождаются. О своем творческом пути говорил так: «Я из простой семьи, и помогать мне было некому, Я сам шёл к цели». И путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел. В свои юные годы, прежде, чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский работал кочегаром, «тянул» пружины на матрасах, а также немного проработал в артели, делая замочки для мебели. Он с юмором рассказывал о тех временах: «У меня был интересный, сложный процесс». Началом, его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов», куда его взяли сразу после первого прослушивания. Затем он стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и относились к Валерию как к сыну. Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездив с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй, нет такого города, где бы он не был с концертом за всю свою творческую деятельность.
1967 год. Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь пришли к нему именно в эти годы, и Ободзинский по праву считал себя выходцем из этого знаменитого оркестра. Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым. Борис Который написал песню «Луна на солнечном берегу» и подарил её Ободзинскому. В Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме «Мелодия». Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один за другим — знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным. Позже, в сотрудничестве с Давидом Тухмановым родилась знаменитая «Восточная песня», которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться популярностью и по сей день. После песни «Я у моря рождён» Ободзинского стали считать певцом моря.
Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски. Считали его слащавым, несерьёзным певцом, поэтому его не допускали на телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт — аншлаг. Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6-7 концертов в день, часто на разных площадках, а однажды отработав 10 концертов он был близок к нервному и физическому истощению.
Ободзинский — певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негативные результаты: «наверху» его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск грампластинок. Но, несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.
Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что нет «глупой» публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску, он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость.
Работа солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером, наряду с другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий Ромашков, Нина Бродская, Раиса Неменова. Позже, в Донецкой Филармонии, сделав сольную программу и организовав свой коллектив, один из которых назывался «Верные друзья», (руководителем ансамбля был — Юрий Щеглов) он параллельно продолжал работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё 2-е отделение. Затем Валерий выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко. Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно в январе, феврале, в театре Эстрады проходили его концерты с новой программой, умышленно приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро «Библиотека имени Ленина». А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе. Туда он ездил вместе с семьёй. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море. В «Летнем театре», все его друзья детства, из шайки, после концерта сопровождали его до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти человек. Традиционны были концерты в Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск — родина его жены Нелли. Это была отправная точка его турне по Сибири. Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой, Томской, Костромской, Чечено-ингушской филармоний, Ободзинский часто выступал с концертами на стадионах. В течение творческой деятельности администраторами Валерия были: Макарова Валентина Фёдоровна и Муратов Валерий Иванович, Рафаил Эдельман, Павел Леонидов, Михаил Дорн, Коган Борис Ионович, Зуперман Ефим Михайлович, Зайцев Леонид Михайлович, Павел Шахнарович.
Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид Тухманов, Леонид Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай Добронравов, Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин, Игорь Шаферан, Игорь Кохановский и многие другие. И, несмотря на всенародную любовь, певец долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он стал после 2 месячной бесплатной работы — турне по республике. Он выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в коровниках.
Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе 1970 года он со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь день.
В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. В этот период он вообще не пел. Его перестали интересовать слава, деньги, песни. Последние несколько лет он жил у поклонницы его таланта Анны Есениной. Анна помогла ему выпустить несколько дисков. Один из них на стихи и музыку Александра Вертинского в современной аранжировке. Идея создания этого диска родилась из увлечения творчеством Вертинского. Ободзинский интересовался биографией артиста, изучая его жизнь, проводя аналогию со своей жизнью.
Валерий Владимирович Ободзинский скончался в Москве 26 апреля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10). В память о певце и признании его таланта состоялся концерт в концертном зале «Россия» и состоялась церемония закладки звезды артиста, на площади звёзд.
Две дочери Валерия Владимировича Анжела и Валерия, названная в честь отца, получили в наследство любовь к музыке. Старшая, Анжела — профессиональная певица, она и сегодня поёт песни своего отца, готовит в выпуску альбом его песен в собственном исполнении. Младшая, Валерия — профессиональный звукорежиссёр на фирме «Мелодия».
роли в кино
1968 В гостях у московской милиции (фильм-спектакль)
1959 Черноморочка :: музыкант джазового оркестра
вокал
1978 Кот в мешке
1978 Весенняя мелодия
1976 Моё дело
песни "Царевна" и "Счастливый четверг"
1975 Между небом и землёй :: с ансамблем "Ариэль"
песни "Небо моё" (с квартетом "Улыбка"),
"Первый прыжок",
"Если девчонка тебя избегает...(сколько девчонок на свете)",
"Марш десантников".
(А.Зацепин - Л.Дербенёв)
1973 Молчание доктора Ивенса
песня "The way, when you by my side"
1972 Тайник у Красных камнейпесня "Мираж" ("Может, ты -звезда моя,
может, ты - судьба моя.
Может, ты любовь моя,
а может быть мираж").
1971 Русское поле
песня "Колдовство" звучит из радиоприемника
1971 Большой янтарь | Lielais dzintars :: Арвид Роя
песня о Риге, "Я тебя не знаю, от тебя не скрою", "Дон Кихот"
1969 Золото Маккенны | Mackenna's Gold (США)
архивные кадры
2011 Валерий Ободзинский. Украденная жизнь (документальный)
2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)