Родился в Москве 4 мая 1931 в семье дирижера Николая Аносова (1900-1962) и певицы, солистки Всесоюзного радио Натальи Рождественской (1900-1997).
Дирижер, педагог, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (15.09.1959).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1976).
Герой Социалистического Труда (18.10.1990).
Окончив Центральную музыкальную школу при консерватории как пианист по классу Л. Н. Оборина, поступил в 1950 году к нему же в консерваторию и параллельно занимался в классе дирижирования под руководством отца. В 1951 году стажировался в Большом театре, в том же году дебютировал с исполнением сочинений Чайковского в Ленинграде; в консерваторские годы руководил студенческим оркестром, выступал с ним на молодежных фестивалях.
Дальнейшая артистическая жизнь Рождественского на протяжении многих лет была связана с Большим театром, где он работал в 1951-1960 и 1978-1983 годах; в 1965-1970 был главным дирижером, а с сентября 2000 по июнь 2001 — генеральным художественным директором Большого театра.
Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (1960), балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965), участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982) и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.
Одновременно Рождественский работал музыкальным руководителем и дирижером Московского Камерного музыкального театра (1974-1985), где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождение повесы» И. Ф. Стравинского.
К середине 70-х годов стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. Был приглашенным главным дирижером оркестров Би-Би-Си (1978-1981), Стокгольмской филармонии (1974-1977 и 1992-1995), Венского симфонического (1980-1982).
Кроме того, в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Исландским симфоническим (с 2011), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури»).
В 1961-1974 годах он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
С 2011 года - главный приглашённый дирижёр Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко, Г. Канчели, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.
В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Дирижер записал на пластинки циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплом Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).
С 1974 г. преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой.
Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин.
Маэстро написаны и выпущены книги «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке» и «Треугольники»; в книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет его новая книга – «Мозаика».
Автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А. Ремизова.
Супруга – Виктория Валентиновна Постникова (р. 1944), пианистка, народная артистка России; сын – Александр Геннадиевич Рождественский, скрипач.
призы и награды
Ленинская премия (1970) — за дирижирование балетным спектаклем «Спартак» А. И. Хачатуряна.
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001).
Орден Ленина (18.10.1990).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 4.05.1981).
Орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария, 1972).
Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2003).
Орден Восходящего солнца 3 класса (Япония, 2002).
Почётный член Шведской королевской академии (1975).
Почётный академик Английской Королевской академии музыки (1984).
роли в кино
1976 Петя и волк (фильм-спектакль) :: дирижёр :: главная роль
участие в фильмах
1994 Альфред Шнитке. Портрет с друзьями | Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden (документальный)
1970 Композитор Родион Щедрин (документальный)