Маргарита Чардынина
Сценарист, режиссер, актриса.
Родилась 19 июня 1903 г. в Баку. Когда Маргарите было 6 лет, ее отец бросил семью. Это так возмутило Маргариту, что при получении паспорта, она взяла себе другое отчество. Заработка мамы, работавшей шляпницей, не могло хватить на прокорм Маргариты и ее двух сестер. Приходилось заниматься сдачей комнат приезжим.
Среди них часто были артисты, приезжавшие в Баку на гастроли. Так Маргарита Барская с ранних лет оказалась в актерской среде. Свою первую роль в театре Маргарита Барская сыграла уже в шесть лет. В 1922 г. Барская окончила "русское отделение" государственной Азербайджанской драматической студии. После окончания драматической студии Барская получила приглашение сразу в три театра. В результате она быстро заняла ведущее положение в театре "Красный факел" под руководством Татищева. В 1923-1929 гг. Маргарита Барская служила актрисой Одесской Госдрамы. Во время гастролей в Одессе она подписала договор с кинофабрикой. Сыграла несколько ролей в кино.
Там же в Одессе Маргарита Барская встретилась и со своим будующим мужем - выдающимся режиссером и актером Пётром Чардыниным.
Вот, что впоследствии написала Барская о нем: "Чудесный человек. Как хорошо, что я прожила с ним шесть лет, несмотря на всё горе, которое было. Я всё ж ему обязана многим, в том числе терпимостью к людям. Это один из лучших представителей русской интеллигентной богемы. Старый могикан, больше таких не будет. На шестом десятке покорить такую колючую девчонку, какой была я, жениться на ней (замучить до того, что она сбежала), взять другую жену, ещё моложе, работать всю жизнь, острить, пить, раздавать деньги до копейки, сохранять постоянное доброжелательство к людям, гнуть руками подковы, создать русскую кинематографию и перед смертью вздохнуть, что... сколько ещё хороших девушек осталось".
Призванием Маргариты Барской было детское кино. Еще в 1925 г., когда снимался фильм "Тарас Шевченко", по ее предложению был сделан специальный вариант для детей.
В 1930 г. Маргарита Барская по своему сценарию поставила фильм "Кто важнее - что нужнее", признанный многими как первое настоящее пособие комплексного преподавания. После этого успеха Барской предложили снимать "взрослое" кино, но она ответила отказом и была уволена "за невозможностью использования".
Наибольшую известность Маргарита Барская получила как сценарист и постановщик одного из лучших детских фильм "Рваные башмаки". Сценарий этого фильма был написан в 1931 г., но съемки удалось закончить только к концу 1933 года.
Отзывы об этой картине были восторженные. Вот, например, что говорил Максим Горький: "Если бы я раздавал ордена, то я бы за эту картину орден дал. Я бы ей (раздвинул руки на полметра) такой орден дал, я бы (сделал рукой движение, как бы поднимая тяжесть) фунтов в пять ордена не пожалел... А как это вы сделали, что у вас маленький мальчик перед витриной даёт такую гамму эмоций, которые доступны только большому актёру?".
В 1936 г. Маргарита Барская заканчивала съемки фильма "Отец и сын", но работа была остановлена. Этому были как минимум две веские причины. Во-первых, действие фильма уже происходило не в некой западной стране, а в московских закоулках и трущобах. Кроме того, в картине в острой форме затрагивалась проблема воспитания детей в советской семье и школе. Это был идеологически не правильный фильм. Во-вторых, ее друг Карл Радек, с которым Барская познакомилась во время съемок "Рваных башмачков", был арестован как "враг народа".
Хоть Барская и не была членом семьи Радека, но многие завистники с радостью воспользоваться этим обстоятельством и устроили Барской самое настоящее судилище. Маргарита Александровна оказалась не из тех людей, кто "спасая свою шкуру" бросают друзей. Она заявила: "Он не враг! Если бы я знала, что он враг, то сама застрелила бы его!".
В общем, друг "врага народа" не имел перспектив в великой советской стране.
Уже в 1937 году, к 20-й годовщине Октября, Барская предполагала выпустить две короткометражные новеллы, образующие своеобразный контрастный диптих. Первая новелла — о жизни ребенка из рабочей семьи до революции. Вторая — о радостной жизни современных ребят.
"Я хочу через занятия детей и их игры, которые, как в капле воды, отражают все происходящее, показать темп и дыхание советской действительности. Материалом послужат газеты, наша повседневность, такая яркая и таящая в себе так много интересного", — писала Барская на страницах журнала "Искусство кино". Были у нее и более дальние планы, столь же тесно связанные с "Союздетфильмом". Барская работала над литературным сценарием по повести Марка Твена "Принц и нищий". Задумывала фильм о Павлике Морозове. Мечтала о небольшой картине для дошкольников, действующими лицами которой должны были стать... животные.
Осуществлению этих и многих других замыслов помешала ее преждевременная гибель.
Ушла из жизни 23 июля 1939 года. Похоронена в колумбарии Донского кладбища.
роли в кино
1926 Ягодка любви :: девушка Лиза
1926 Тарас Трясило :: Ягелла, коварная и жестокая панна
1925 Соль :: карикатурно толстая баба-мешочница времен гражданской войны
1925 Генерал с того света (короткометражный) :: веселый, озорной мальчишка-чистильщик
1925 Бабий Лог :: крестьянка Дарья
1924 Простые сердца
1922 Изгнанник | Modzghvari :: мать Макваллы
архивные кадры
2010 Возвращение Маргариты Барской (документальный)
Режиссер
1936 Отец и сын
1933 Рваные башмаки1930 Кто важнее - что нужнее (документальный)
Сценарист
1936 Отец и сын
1933 Рваные башмаки1930 Кто важнее - что нужнее (документальный)