Vytautas Barkauskas
Родился 25 марта 1931 года в Каунасе.
Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1981).
Один из ведущих мастеров современной музыкальной культуры Литвы В. Баркаускас принадлежит к тому поколению литовских композиторов, которые заявили о себе в 1960-е гг. как«возмутители спокойствия», обратившись к новой образности, новому, подчас шокирующему авангардистскому языку. С первых же шагов Баркаускас стал одним из лидеров молодых, но уже в его ранних сочинениях это новое никогда не навязывалось, а выступало в тесном контакте с традиционным, целиком подчиняясь художественному замыслу. На протяжении творческого пути стиль Баркаускаса гибко изменялся - менялись жанровые акценты, технические приемы,но неизменными оставались коренные черты - глубокая содержательность,высокий профессионализм, крепкий сплав эмоционального с интеллектуальным.
В наследии композитора представлены фактически все жанры: сценические(опера «Легенда о любви», хореографическая сцена «Конфликт»), симфоническая и камерная музыка (в т. ч. 5 симфоний, триптих «Три аспекта», 3 концерта,«Монолог» для гобоя solo, Партита для скрипки solo, 3 скрипичные сонаты, 2 струнных квартета, Квинтет и Секстет для струнных с фортепиано), хоры,кантаты и оратории, вокальная лирика (на ст. П. Элюара, Н. Кучака, В.Пальчинскайте), органные и фортепианные сочинения (в т. ч. для 4, 6 и 8рук), музыка для театра и кино. Большое внимание Баркаускас уделяет детскому репертуару.
Первые занятия музыкой начались в домашней обстановке, затем - нафортепианном отделении музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе.Однако свое призвание композитор нашел не сразу, первую профессию он получилна физико-математическом факультете Вильнюсского педагогического института(1953). Лишь после этого Баркаускас решил окончательно посвятить себя музыке- в 1959 г. он закончил Вильнюсскую консерваторию по классу выдающегосякомпозитора и педагога А. Рачюнаса.
В первое творческое десятилетие музыка Баркаускаса сильнее всего была отмечена духом экспериментаторства, использованием различных композиторских техник (атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики). Ярче всего это раскрылось в ведущем жанре 60-х гг. - в камерной музыке, где наряду с современными приемами композиции интересно претворялись и характерные для этого периода советской музыки неоклассицистские тенденции (четкая конструктивность, прозрачность изложения, тяготение к полифонии). Наиболее близким у мастеров прошлого Баркаускасу оказался принцип концертирования -своеобразной игры тембрами, динамикой, виртуозными приемами, разными видами тематизма. Таковы его Концертино для четырех камерных групп (1964),«Контрастная музыка» для флейты, виолончели и ударных (1968), «Интимная композиция» для гобоя и 12 струнных (1968), принадлежащие к лучшему из созданного композитором. И позже Баркаускас не расстается с концертным жанром (Концерты для органа «Gloria urbi» - 1972; флейты и гобоя с оркестром- 1978; Три концертных этюда для фортепиано - 1981).
Особенно значителен Концерт для альта с камерным оркестром (1981),произведение этапное, подводящее итог предшествующим поискам и акцентирующее эмоциональное, романтическое начало, которое со временем усиливается в творчестве композитора. В то же время язык становится более доступным иясным, прежняя графичность теперь все чаще сочетается с красочностью звучания. Все эти черты свидетельствуют о постоянном стремлении Баркаускаса к синтезу выразительных средств, углублению содержания. Еще в ранний период композитор обращается к гражданским, общезначимым темам - в кантате-поэме«Слово революции» (на ст. А. Дрилинги - 1967), в цикле «Promemoria» для двухфлейт, бас-кларнета, фортепиано, клавесина и ударных (1970), где впервыезатрагивает военную тему. Позже Баркаускас неоднократно возвращается к ней,придавая ее драматической концепции более монументальную симфоническую форму- в Четвертой (1984) и Пятой (1986) симфониях.
Как и многие другие литовские композиторы, Баркаускас серьезно интересуется родным фольклором, своеобразно сочетая его язык с современными средствами выразительности. Один из наиболее интересных образцов подобного синтеза - симфонический триптих «Три аспекта» (1969).
После окончания консерватории наряду с творчеством Баркаускас занимается просветительской и педагогической деятельностью - работает вВ ильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, в Республиканском Доменародного творчества, преподает теорию (с 1961) и композицию (с 1988) в Литовской государственной консерватории. Композитор известен не только на родине, но и за рубежом. Поясняя замысел одного из своих последних сочинений, Баркаускас писал: «Я думал о Человеке и его судьбе». В конечном счете эта тема определила главные поиски литовского художника. /Г. Жданова/
роли в кино
1978 Смилуйся над нами | Pasigailėk mūsų :: епископ
Композитор
1977 Пыль под солнцем
1975 День возмездия | Atpildo diena
1968 Чувства | Jausmai
1968 Невидимая сторона | Nematomoji pusė (документальный)
1966 Лестница в небо | Laiptai į dangų