Родился в 1959 году.
Творческий путь М. Чекалина как автора исключительно музыки клавишного синтезаторного исполнения выпадает на самое начало 80-х годов, а значит, совпадает с периодом становления и развития новых жанров синтезаторной музыки в мире вообще, так как и сам инструментарий синтезаторов активно складывается и революционно меняется во всем мире на протяжении 80-х. Из всех отечественных авторов в области электронной музыки в СССР М. Чекалин буквально единственный, кто складывается как художник независимо от официального искусства со всеми, так сказать, социально-идеологическими издержками отсюда вытекающими, учитывая то, что его становление пришлось как раз на брежневскую эпоху, как известно, весьма реакционную. Из этого становится ясно, что сам автор, проигнорированный любыми возможными официальными структурами культуры СССР, которые воплощены в монопольном аппарате Союза композиторов СССР, по сути, обречен осуществлять свои любые творческие проекты неофициальным, даже подпольным образом, если иметь в виду хотя бы только сам процесс записи музыки, неизбежно упирающийся в дефицит инструментария, не говоря уже о других, весьма унизительных аспектах морального характера. Поэтому, М. Чекалин не нуждается в дополнительных кокетливых разъяснениях этого термина (столь широко употребляемого сегодня).
К настоящему времени, писавший ранее преимущественно "в стол" М. Чекалин, тем не менее оказался наиболее плодовитым и разносторонне жанрово-ориентированным автором десятилетнего эксперимента, результатом которого является коллекция записей музыки, представляется наконец-то в антологическом издании избранных сочинений с 1981 г. по 1990 г. Это издание - серия из 12 пластинок, осуществленная самим автором совместно с галереей современного искусства "М'Арс" лидеры которой художники (К. Худяков, С. Шаров, К. Миронов), известны по 80-ым годам как представители "двадцатки" - наиболее популярной неофициальной выставки живописи в Москве на Малой Грузинской, где постоянно звучала музыка М. Чекалина. Если не принимать во внимание в данном случае другие работы М. Чекалина (например, пластинку "Пост-поп - Нон пор", компакт-диск "Русская мистерия" и сегодняшние работы), то, по сути, главным "авторским свидетельством" является эта серия. Она, без всякого преувеличения, уникальна и в настоящее время не имеет аналогов в СССР, как по своему объему, документальной протяженности живого эксперимента за 10 лет, так и по многообразию жанровых посягательств синтезаторного звучания, собственно мышления композитора-исполнителя в условиях синтезаторного метода, в котором, как в сложившейся самостоятельной консерватории клавишной музыки новой эры, есть все жанры: от нехитрой рок-пьесы до крупной симфонической формы с имитациями различных акустических, обманывающими электронное ожидание, звучаний, так и собственно звучаний, порожденных сугубо электронной эстетикой. Нелишне будет добавить, что на протяжении всей коллекции все сочинения представлены исключительно в авторском исполнении, без участия каких-либо других музыкантов, и, кстати, что характерно для М. Чекалина - он придерживается в электронной музыке только концепции реального ручного, живого исполнения.
Подобным многообразием в электронном авторском опыте мало кто может похвастаться из электронщиков в мире вообще. Если мы хотим серьезно проверить синтезаторный путь в музыкальной культуре России на протяжении последних 10 лет, практически остающийся пробелом в официальном музыковедении до последнего времени, то мы с полным правом можем его восполнить 20 альбомами М. Чекалина, которые позволяют, сами по себе, считать его реальным лидером синтезаторной музыки России с 80-х годов.
Михаил Чекалин, несмотря на дату своего рождения - 1959, в 80-ые годы вошел профессиональным музыкантом, успев столкнуться как с профессиональными сторонами жизни, так и с негативными идеологическими. Традиционным образом начал путь профессионального образования: с 10 лет - музыкальная школа, затем музыкальное училище, затем поступил в Институт им. Гнесиных. На протяжении всего этого периода занимался фортепьяно и хоровым дирижированием, а также композицией; много приходилось петь в хоре самый различный репертуар: от музыки эпохи Возрождения до современных авторов. Приходилось также исполнять самую разную музыку на фортепьяно и писать для других исполнителей, выступать в различных концертах, прежде всего, в неофициальных - в роли исполнителя собственной музыки на фортепьяно, а также импровизатора в популярных амплуа: от авангарда до рок-концертов.
В самом конце 70-х, продолжая занятия серьезной музыкой, зарабатывает на жизнь в качестве клавишника и аранжировщика в профессиональных эстрадных коллективах, в частности, в столь известном в свое время ВИА "Самоцветы". Приходилось даже работать в ресторане, где, однако, требовалось профессионально копировать самые различные образцы западного репертуара.
Но в 1982 г. он прерывает всякую иную деятельность, кроме собственного композиторского поприща и начинает свой электронный эксперимент в условиях полного энтузиазма, придя к выводу, что невозможно компромиссное существование между исполнительской работой в коммерческой музыке, идеалами, которые можно было осуществлять только путем подпольного, пусть унизительного, но независимого существования.
Создает студию электронной музыки и светодинамики вместе со своими друзьями - архитектором-дизайнером и братом-физиком - в одном из подвалов в доме № 5 по улице Москвина, где бывали самые разные представители творческой интеллигенции: от студентов до режиссеров, художников и психотерапевтов. В этой связи, особенно примечательной и существенной явилась многолетняя дружба с художниками из наиболее известной в 80-е группы "20", со столь нашумевшими выставками на Малой Грузинской, где постоянно звучала музыка М. Чекалина.
На основе опыта своей светографической студии в уникальной, специально изобретенной С. Дорохиным, М. Кокушкиным и Д. Чекалиным проекционной техники, устраивает собственные концертные аудиовизуальные выступления на самых разных площадках Москвы, разделяя все трудности и парадоксы времени: от подвалов с вызовами милиции и расспросами в КГБ до выступлений на самых престижных концертных площадках, творческих вечерах в Домах Художника, Архитектора или самое фантастическое представление в планетарии. Этой же парадоксальностью времени объясняется, что при всем подпольном существовании М. Чекалин пишет музыку по заказу теле-, кино- и театральным постановкам наиболее престижных московских театров (театра на Малой Бронной, МХАТа, "Мимики и жеста", Центрального детского, где впервые в Советском Союзе была постановка фантастики Стругацких с применением лазерных и световых эффектов совместно с его светографической студией еще в 1984 г.).
Он также пишет электронную музыку по самым неожиданным поводам, например, музыку для детских двигательных музыкально-оздоровительных комплексов (в журнале "Колобок") или брейк музыку к выпускному спектаклю школы-студии МХАТ, или музыку для музыкальной психотерапии совместно с программой врачей психотерапевтов из клиники неврозов Соловьева и т.д.
Во всем этом прикладном контексте написания музыки по поводу, наиболее интересными для автора были хореографические заказы. Было несколько разных попыток постановки балета, в частности, с ленинградским балетмейстером Б. Эйфманом, на основе которых все же был поставлен балет, увенчавшийся вполне серьезным успехом, с многочисленными гастролями в самых разных странах мира. Первый советский балет на льду "Фауст XX век" в постановке театра Игоря Бобрина.
Но при всем этом разнообразии участия в самых разных областях художественной жизни, творческое лицо автора и его истинное, подлинное значение в контексте музыкальной культуры 80-х и 90-х остается за той большой частью его работ, которые никак не могли соприкасаться с внешними традиционными формами жизни, будь то спектакли или традиционные музыкальные формы - концерты - независимо от того, рок или академические. Так как его музыка - это фонограммы - авторские записи, являющиеся единственной формой, в которой они существуют как результат сочинения и авторского же исполнения. И как путь писателя к читателю - через книгу, подобный жанр прежде всего адресован грамзаписи, посредством которой только лишь и может соприкоснуться со слушателем.
Автор музыки для художественного, телевизионного, документального кино :
1989 — «Поражение» // ЦСДФ (Реж. Михаил Павлов)
1989 — «Диссоната» // ВПТО «Видеофильм» (Оператор и постановщик Игорь Хорев)
1989 — «Абсолютное соло» // ЦСДФ (Реж. Татьяна Юрина)
1991 — «Введение в интуицию» / РТР (Реж. Ирина Бахтина)
1998 — «Слушайте Россию» // (Реж. В. Тихонов) и др.
Является автором музыки к анимационным фильмам :
1992 — «Гипнэротомахия» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. А. Свислотский)
1992 — «Введение» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
1992 — «Интродукция» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
1993 — «Происхождение видов» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
1994 — «Добро пожаловать в XXI век » // (Реж.Елена Пророкова)
1995 — «Выход (Потоп Сознания)» // «Союзмультфильм» (Реж. Елена Пророкова).
театральные работы
Музыка для театра, балета :
1982 — «До третьих петухов» В. Шукшин
1984 — «Малыш» А. и Б. Стругацкие // ЦДТ (Реж. А. Бородин)
1985 — «Детектив каменного века» А. Володин // Театр на Малой Бронной (Реж. А. Эфрос)
1988 — «Фауст. ХХ век» балет на льду // (Постановка Игоря Бобрина)
1990 — «Археология» А. Шепенко // МХАТ (Реж. М. Кочетков)
1991 — «Вишневый сад» А. Чехов // Московский Театр мимики и жеста (Реж. Борис Щедрин)
1997 — «Прощайте... и рукоплещите!» // Театр-студия Олега Табакова(Реж.Олег Табаков)
2008 - <<"Что Такое пО..." - Моноопера для драматической актрисы>> // премьеры: 2008 ГЦСИ; 2009 Театральный Центр на Страстном (реж. М. Чекалин)
и др.
Композитор
2008 Стая (Беларусь)
2003 Между жизнью и смертью (Беларусь)
1994 Цветы провинции (Беларусь)
1992 Крысолов (короткометражный)
1992 Крысиный угол1991 Призрак
1991 Крест милосердия
1990 Этот фантастический мир. Выпуск 16 (фильм-спектакль)
1989 Этот фантастический мир. Выпуск 15 (фильм-спектакль)
1987 Малыш (фильм-спектакль)
1987 Этот фантастический мир. Выпуск 13 (фильм-спектакль)