Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Актеры, Режиссеры, Сценаристы, Композиторы, Г, США

Дэвид Уорк Гриффит

Дэвид Уорк Гриффит
David Wark Griffith

Дэвид Ллевелин Уорк Гриффит

22 января 1875 (США) - 24 июля 1948

Американский кинорежиссер, актер, сценарист.

Родился в Ла-Гранже, штат Кентукки, США.
Его отец, Джекоб Уорк, — отставной полковник, воевавший на стороне Конфедерации. Мать, Мэри Перкинс Оглсби, занималась домом и воспитанием детей.

Гриффиту было всего семь лет, когда умер его отец, оставивший многодетной семье одни долги.
Он перепробовал много профессий. Был редактором маленькой газетки в своем городе, затем в «Луизвильском курьере», чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтером, «мальчиком» при площадке для игры в гольф, пожарным. К 20 годам он стал мелким актером в труппах, совершающих турне по провинциям. Гриффит мечтал стать писателем и весь свой досуг употреблял на сочинение поэм, рассказов и даже пьес. Некоторые из его новелл и стихов были опубликованы в популярных журналах.

В самом конце 1899 года Дэвид решил завоевать Нью-Йорк. Продав велосипед брата за девятнадцать долларов, он товарным поездом отправился на восток. Когда деньги кончились, пришлось добираться пешком и "зайцем".
В Нью-Йорке Гриффит поселился в нищем квартале Бауэри. Он убирал хмель на полях, работал на металлургическом заводе, устраивался матросом на баржу, а то и просто попрошайничал.

В 1904 году судьба свела Гриффита с актрисой Линдой Арвидсон. Они поженились и в июне 1906 года приехали в Нью-Йорк, поступив там в труппу Томаса Диксона. Но денег не хватало. Гриффит подрабатывал сочинительством, но и это занятие приносило гроши.

Наконец один из друзей посоветовал гриффиту пойти в киноактеры. Это считалось унизительным, но за день съемок платили пять долларов, а за сценарий - пятнадцать.
И в декабре 1907 года Дэвид пришел на студию "Байограф". Небольшие роли, несколько принятых сценариев...А потом произошла счастливая случайность: Гриффиту предложили заменить заболевшего режиссера. Дэвид согласился с неохотой, так как боялся, что в случае неудачи его уволят со студии. Лишь получив заверения в обратном, он приступил к работе. Через три дня картина "Приключения Долли" ("The Adventures of Dolly") (девять минут!) была готова. Зрителям фильм понравился, и на следующий день был заключен договор с Гриффитом как с режиссером.
Фильмы Гриффита сразу же получили известность. В 1908–1913 он поставил для «Байографа» более 450 одночастных картин, разрабатывая новые выразительные средства, среди них и фильм "В старой Калифорнии" ("In Old California", 1910), снятый в новом тогда для кино месте, Голливуде.

Гриффит первым использовал психологически мотивированный крупный план, ввел его в монтажный контекст в фильме "Много лет спустя" ("After Many Years"), что породило множество кинематографических приемов, а это, в свою очередь, привело к созданию более сложных элементов киноязыка.

В поисках большей творческой независимости Гриффит в 1913 оставил «Байограф» и присоединился к новой кинокомпании – «Рилайанс маджестик».

В 1915 на экраны вышел фильм "Рождение нации" ("The Birth of a Nation"). Постановка и прокат осуществлялись Гриффитом как «независимым» продюсером. Сюжет фильма разворачивался в эпоху Гражданской войны и Реконструкции на Юге США. Картина шла более трех часов и по продолжительности превосходила любую ранее снятую американскую картину. Провозглашенная шедевром киноискусства и снискавшая поразительный коммерческий успех, лента вызвала бурную полемику из-за тенденциозного подхода Гриффита к проблеме негритянского населения на юге США. Никто никогда не оспаривал художественных достоинств кинокартины, но сюжет и моральный вывод "Рождения нации" в настоящее время вызывают настоящий шок.

Многие обвиняющие сейчас Гриффита в расизме не вспоминают, что буквально через год он снял фильм "Нетерпимость" ("Intolerance", 1916), ставший вехой в развитии гуманизма, пацифизма в искусстве. Равно как и в развитии кино и, в частности, монтажа.

В декабре 1918 года Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс вместе с Гриффитом и Чаплином создали кинокомпанию "Юнайтед артистс" - "Объединенные художники".

После 1925 карьера Гриффита пошла на спад, он попал в полосу неудач. Он начал нервничать и избавляться от актеров.
В это время он увлекся актрисой Кэрол Демпстер и начал губить себя как режиссер, лишь бы сделать из нее звезду. Ее не любили ни публика, ни люди кино, - зато он любил...
Гриффит ставил фильм за фильмом, сам выбирал темы и сценарии, при этом неизменно снимал в главных ролях Демпстер.
Компаньоны Гриффита по "Юнайтед Артистс" были поражены легкомыслием человека, "сделавшего американский кинематогрф". Да и банки уже отказывались субсидировать фильмы Гриффита.
Он уехал в Европу - пробовал достать деньги в Англии и в Италии, но возвратился ни с чем.

Чтобы платить долги, в 1924 году Дэвид Уорк поступил на службу в фирму "Феймос Плейерс" ("Парамаунт"), к Адольфу Цукору. но и здесь его преследовали неудачи.
Гриффит вернулся в фирму "Юнайтед Артистс". Но год 1927-й стал еще более катастрофическим для режиссера. Провалы фильмов и - потеря актрисы. Демпстер предпочла бросить неудавшегося гения. Гриффит стал сильно пить, "король экрана" превратился в беспомощного старика.
"Веласкез экрана" стал появляться в городе в старых костюмах с потрепанными манжетами. Иногда его сопровождали сомнительные женщины.
Линда Арвидсон давно покинула Гриффита, и после их официального развода он женился в 1936 году на молодой актрисе Эвелин Болдвин. Через несколько дней после свадьбы его наградили «Оскаром» за вклад в киноискусство.

После этого он редко появлялся на людях, в течение пятнадцати недель вел радиопередачу "Голливуд глазами Гриффита", писал стихи, мемуары, иногда участвовал символически в фильмах других режиссеров.

В годы Второй мировой войны Гриффит и Эвелин Болдвин жили в Голливуде. По воскресеньям он выезжал в небольшое ранчо в Сан-Фернандо.
Летом 1945 года Гриффиту было присуждено почетное звание доктора литературы за большой вклад в развитие киноискусства. Но поехать в Луисвилльский университет для получения диплома он не смог.

Гриффит заметно сдал, он оскорблял друзей, тяготился домом, говорил, что его стесняют узы брака. Эвелин в конце концов не выдержала и в октябре 1947 года подала на развод. Гриффит не возражал, заявив, что он "холостяк по убеждению".
Дэвид Уорк поселился в гостинице и обрек себя на одиночество. По ночам бродил по улицам Лос-Анджелеса, не отвечал на телефонные звонки.
22 июля 1948 года у Гриффита случилось кровоизлияние в мозг. Он нашел в себе силы спуститься в вестибюль отеля. Его отвезли в госпиталь. 24-го числа гений кино скончался.

Хоронили его 28-го июля в "Масонском храме" в Голливуде (Гриффит стал масоном еще в дни "Байографа"). На панихиде было около двухсот человек, в основном - стариков.
После похоронной церемонии тело Гриффита было доставлено самолетом в Ла-Гранж и похоронено в фамильном склепе. Два года спустя прах перенесли в новую могилу, окруженную оградой с гриффитовской фермы, а гильдия режиссеров поставила там памятник.

роли в кино
1936 Сан-Франциско | San Francisco (США) :: эпизод
1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США) :: эпизод

Режиссер
1931 Борьба | Struggle, The (США)
1930 Авраам Линкольн | Abraham Lincoln (США)
1929 Леди с тротуара | Lady of the Pavements (США)
1928 Фанфары любви | Drums of Love (США)
1928 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
1926 Печаль сатаны | Sorrows of Satan, The (США)
1926 Эта девушка Ройл | That Royle Girl (США)
1925 Салли из опилок | Sally of the Sawdust (США)
1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
1924 Америка | America (США)
1923 Белая роза | White Rose, The (США)
1921 Улица Грез | Dream Street (США)
1921 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
1920 Цветок любви (США)
1920 Танцующий идол (США)
1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
1920 Величайший вопрос (США)
1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
1919 Кровавые дни (США)
1919 Девушка, оставшаяся дома (США)
1919 Верное сердце Сузи | True Heart Susie (США)
1919 Величайшая вещь в жизни (США)
1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
1918 Самое важное в жизни | The Greatest Thing in Life (США)
1918 Великая любовь (США)
1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
1914 Юдифь из Бетулии | Judith of Bethulia (США)
1913 Три друга | Three Friends (короткометражный)
1913 Сын его матери | His Mother's Son (США, короткометражный)
1913 Материнская любовь | Mother Love (США)
1913 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
1913 Барышня и мышка | The Lady and the Mouse (США)
1912 Слепая любовь | Blind Love (США, короткометражный)
1912 В глухих уголках леса (США)
1911 Телеграфистка из Лоундэйла | The Lonedale Operator (США, короткометражный)
1911 Рукавица смазчика (США)
1911 Битва | The Battle (США, короткометражный)
1910 Два брата | The Two Brothers (США, короткометражный)
1909 Уединенная судьба (США)
1909 Спекуляция пшеницей | A Corner in Wheat (США, короткометражный)
1909 Мать его жены | His Wife's Mother (США, короткометражный)
1909 Каминный сверчок | The Cricket on the Hearth (США, короткометражный)
1908 Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew (США, короткометражный)
1908 Приключения Долли | Adventures of Dollie, The (США, короткометражный)
1908 Мужчина и женщина | The Man and the Woman (США, короткометражный)

Сценарист
1931 Борьба | Struggle, The (США)
1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
1923 Белая роза | White Rose, The (США)
1921 Улица Грез | Dream Street (США)
1921 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
1918 Самое важное в жизни | The Greatest Thing in Life (США)
1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
1914 Юдифь из Бетулии | Judith of Bethulia (США)
1913 Барышня и мышка | The Lady and the Mouse (США)
1911 Битва | The Battle (США, короткометражный)
1909 Спекуляция пшеницей | A Corner in Wheat (США, короткометражный)
1909 Мать его жены | His Wife's Mother (США, короткометражный)
1908 Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew (США, короткометражный)
1908 Мужчина и женщина | The Man and the Woman (США, короткометражный)

Композитор
1931 Борьба | Struggle, The (США)
1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)

Продюсер
1940 Миллион лет до нашей эры | One Million B.C. | Battle of the Giants (США)
1931 Борьба | Struggle, The (США)
1930 Авраам Линкольн | Abraham Lincoln (США)
1928 Фанфары любви | Drums of Love (США)
1928 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
1926 Печаль сатаны | Sorrows of Satan, The (США)
1925 Салли из опилок | Sally of the Sawdust (США)
1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
1924 Америка | America (США)
1923 Белая роза | White Rose, The (США)
1921 Улица Грез | Dream Street (США)
1921 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
1919 Верное сердце Сузи | True Heart Susie (США)
1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
1918 Самое важное в жизни | The Greatest Thing in Life (США)
1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
1916 Макбет | Macbeth (США)
1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
1911 Телеграфистка из Лоундэйла | The Lonedale Operator (США, короткометражный)


22 января так же родились
Просмотров: 3058
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: