Joris Ivens
Режиссёр-документалист.
Родился 18 ноября 1898 года в Неймегене (Нидерланды) в богатой семье.
В колледже он изучал экономику, чтобы продолжить отцовский бизнес, но, заинтересовавшись другими вопросами, свернул с первоначально выбранного жизненного пути. Сначала он увлекся техникой, а потом уже и кинематографом — начал снимать свои первые картины.
В 1924 году на базе киноателье «Русь» возникло советско-германское акционерное общество, получившее название "Межрабпом" (Международную Рабочую Помощь) — организация, основанная Вилли Мюнценбергом для производства кинофильмов. Сюда привлекали разных иностранных мастеров, уже показавших свои таланты. Пригласили и Ивенса, который к тому времени снял несколько поэтических фильмов ("Мост" (1928), "Дождь" (1929)) и успел зарекомендовать себя, как энтузиаст модерна.
В 1931 году Ивенс отправился в Советский Союз снимать пропагандистский фильм о строительстве нового промышленного города Магнитогорска. Режиссер изобразил в свей ленте строительство города как мощный энтузиазм коммунистов-добровольцев. Здесь он увлекся идеями коммунизма в сталинском изложении.
Как представитель советского кинематографа он едет в командировку в США, где жил и работал с 1936 по 1945 год. Йорис Ивенс сотрудничал с Дос Пасосом, Эрнестом Хемингуэем.
В течение примерно десяти лет жил в Восточной Европе, работал на нескольких киностудиях.
Фильмы Ивенса делались всё более социальными, а зрение — «избирательным», подчиненным идейным убеждениям, от которых он, вопреки здравому смыслу, никогда не отказывался. Он снимал строительство нового города в Магнитогорске ("Песнь о героях", 1932), войну в Испании ("Пылающая земля", с авторским текстом Эрнеста Хемингуэя, 1937), и далее — маоистский Китай, американскую бойню во Вьетнаме… Но нигде он словно бы не замечал кровавой изнанки режима, и двусмысленно выглядели его кадры с единообразными рядами голов, покорно склоненных над станками или под портретами лучезарных «вождей». Кадры эти будто сами собой рождали вопрос: этот унылый унифицированный муравейник — и есть детище пылких утопий?..
Интеллектуалы Запада обычно порывали с Советским Союзом, узнав о сталинских художествах. Но, воспев будни пятилеток — с их варварством, бестолковщиной, жертвенным героизмом, рабским изнурительным трудом, — Ивенс в 1950-е годы порицал СССР не за репрессивную сущность, а за... «буржуазность»: вслед за своим новым вероучителем Мао он объявил войну «на два фронта» — против американского империализма и советского ревизионизма. «Родина Октября» не осталась в долгу, с немалым сожалением вычеркнув имя былого любимца из идеологических святцев.
Ивенс, последний пропагандист и романтик коммунизма, скончался в тот год, когда по Восточной Европе катилась волна «бархатных революций» и рушилась Советская империя.
Творчество Ивенса оказало большое влияние на развитие документального кино во многих странах мира.
Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1968). Несколько его фильмов награждено премиями на международных кинофестивалях.
Умер 28 июня 1989 года в Париже.
Режиссер
1967 Далеко от Вьетнама | Far from Vietnam | Loin du Vietnam (Франция, документальный)
1956 Приключения Тиля Уленшпигеля | Bold Adventure | Les Aventures de Till L'Espiègle (Франция, ГДР)
1951 Мы за мир (СССР, документальный)
1937 Испанская земля | Spanish Earth, The (США)
1936 Боринаж (CCCCР, Бельгия, документальный)
Сценарист
1937 Испанская земля | Spanish Earth, The (США)
1936 Борцы | Kämpfer
Оператор
1937 Испанская земля | Spanish Earth, The (США)