Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Парадоксы приключенческого жанра

Парадоксы приключенческого жанра
В свое время В. Дорман снял знаменитый сериал о резиденте. Первая из этих серий отличалась добротностью сценарной основы, неоднозначный образ резидента создал Г. Жженов. Но с каждой серией («Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент») удачно найденный характер главного героя терял привлекательность, обрастал штампами, становился неотличимо похожим на остальных действующих лиц, имеющих чисто функциональные задачи. Очень скоро стала очевидной исчерпанность, инерционность интриги и авторской фантазии (сценарий О. Шмелева, В. Boстокова).
Однако, похоже, эти приключения позавчерашнего дня вполне устраивали тогдашнее киноначальство. И сам режиссер ни разу за двадцать лет не попытался в поисках новых граней зрелищности отказаться от тиражирования пройденного.
К началу 80-х годов тиражироваться стали не только доморощенные схемы «массовой культуры», но и опусы, явно импортированные из-за рубежа. К примеру, экранизации западных детективов («Тайна «Черных дроздов», «Десять негритят») или фильмы, навеянные мотивами заграничных «триллеров».

К сожалению, перед соблазном «маскульта» именно такого образца не устоял и признанный мастер детектива А. Бренч («Ключи от рая», «Быть лишним», «Подарки по телефону» и др.). Его «Двойной капкан» (сценарий В. Кузнецова) разочаровывает буквально с первых же кадров. Вместо былой точности бытового фона, продуманности психологических мотивировок — приблизительность, упрощенность характеров персонажей, стремление сыграть на броских визуальных эффектах. Вместо компактного, напряженного, ритмически выверенного сюжета, — искусственно растянутое до двух серий повествование с внушительным рядом невыразительных, лишних эпизодов..
Значительную часть действия фильма занимает ночная жизнь кабаре. Не менее красиво оператор Г.Скултэ снимает роскошные интерьеры «малины», где развлекается «растленная» молодежь...
Здесь можно возразить: фильм-де разоблачает «черный бизнес» махинаторов. Но чем больше вдумываешься в сущность поступков главного положительного героя —милиционера, засланного в «тыл» преступников, тем меньше он вызывает симпатий.
Объясню почему. Дело в том, что это своего рода копия известного персонажа, во множестве детективов «маскульта» сыгранных Жаном-Полем Бельмондо («Кто есть кто», «Частный детектив», «Игра в четыре руки», «Профессионал» и др.). Герой «Двойного капкана» в исполнении А. Матулениса даже внешне на него немного похож. Но дело, само собой, в сходстве нравственных принципов: во имя благородной цели годятся якобы любые, пусть даже низменные средства. Отсюда понятно почему мужественный и смелый герой «Двойного капкана» может мимоходом сбить человека машиной, нанести
противнику сокрушительный удар пониже живота («Не стой за спиной - не люблю!»). Словом, в нем почти мифологическая неуязвимость и сила сочетается с беспощадной жестокостью.
«Двойной капкан», на мой взгляд, лишь использовал ходовые суперменские, клише, свел серьёзную тему к развлекательно-револьверному шоу.
В лучших детективах прежних лет (в том же «Мертвом сезоне») все было иначе. Вряд ли после их просмотра у кого-либо из подростков могла зародиться мысль о «прелестях» культа силы. А вот после сеанса «Двойного капкана» я не раз слышал, как какой-нибудь «фирменный» парнишка с завистью говорил: «Во дает! Эх, мне бы так!»...
Вторичность еще никогда не приносила успеха в искусстве. Здесь возможен только один успех — кассовый.
В похожей манере поставил детектив «Замкнутый круг» по роману А. Блома «Кто-то дает сдачи» молодой эстонский сценарист и режиссер Питер Урбла. Здесь со знанием дела строится интрига, «саспенс» которой время от временя подогревается шокирующими эпизодами кровавых убийств. Хороший актер А. Кукумяги неплохо ведет роль проницательного следователя...

Словом, все на вполне пристойном профессиональном уровне. Правда, возникает вопрос – а зачем надо было экранизировать этот шведский детективный роман? Неужели авторов в этом случае интересовала лишь «экзотика» фактуры?
Примерно в таком духе, только ужасающе непрофессионально, поставлены как бы детективы из «западной жизни»: «Соучастие в убийстве», «Европейская история». «Тайна виллы «Гретта», «Загон», действие которых почему-то все время происходит в неких неназванных странах, где как в картонных декорациях ходят некие манекены, «ряженные» западными инспекторами полиции и гангстерами.
Впрочем, «сработанные» на сугубо внутреннем материале «маскультовские» детективы производят впечатление столь же убогое...

Александр Федоров
1991 год
Просмотров: 608
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: