Легендарный фильм Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928) принес мировую известность тридцатитрехлетнему актеру и режиссеру Валерию Ивановичу Инкижинову (25.03.1895 - 26.09.1973). Под названием «Буря над Азией» эта картина с триумфом прошла по экранам мира. Правда, говорят, Лондон отказался от широкого проката картины по причине ее фантастического сюжета: не было в Монголии 1918 года британского экспедиционного корпуса, и восставший народ Улан-Батора сражался с англичанами только в пудовкинской ленте…
По предложению Инкижинова «Потомок Чингисхана» снимался в бурятских степях. И тут камере оператора А.Головни было где развернуться в динамичных батальных эпизодах и в сценах буддистских ритуалов, виртуозно смонтированных В.Пудовкиным. Яростный революционный пафос картины был настолько силен, что (редчайший случай!) фильм не был отправлен на полку даже после эмиграции Валерия Инкижинова на Запад. Но зато о самом Инкижинове долгие годы на родине было почти ничего неизвестно. В отечественных энциклопедиях его имя не значилось, а фильмы с его участием в российский прокат, естественно, не попадали…
Валерий Инкижинов родился в Иркутске в семье выходцев из Бурятии. Его отец был школьным учителем, поэтому постарался дать сыну хорошее образование. После окончания гимназии Инкижинов в 1915 году поступил в Петроградский политехнический институт. Однако вскоре увлекся театром и параллельно стал заниматься в студии Всеволода Мейерхольда, где восхищал маститого мэтра сцены удивительной пластикой движений.
Следом за учителем Инкижинов в 1920 году перебрался в Москву, играл в его театре и даже (между прочим, вместе с С.Эйзенштейном) ассистировал Мейерхольду в спектакле «Смерть Тарелкина»…
Казалось бы, театральная карьера 25-летнего атлета с яркой восточной внешностью складывалась вполне удачно. Но, узнав о мастерской Льва Кулешова, Инкижинов вновь стал студентом, на сей раз - столичной киношколы. Окончив кулешовские курсы, Инкижинов решил, что пришла пора заявить о себе отдельно от Мейерхольда. После недолгой работы в Харькове (там в 1924 году он играл в театре и ставил спектакли) Инкижинов уверенно вошел в кинорежиссеру. С 1925 по 1930 он - штатный режиссер киностудий «Пролеткино», «Совкино» и «Востоккино» («Расплата»/«За что?», 1926; «Вор», 1927; «Комета»/«Пучина», 1929 и др. фильмы). В своих картинах Инкижинов последовательно использовал восточный колорит – в «Воре» конфликт корейцев с японцами на Дальнем Востоке; в «Комете» - столкновение духовенства с татарами. Именно ему С.Эйзенштейн и Г.Александров предложили поставить их весьма фривольный сценарий «Базар похоти», но по ряду причин работа над фильмом была остановлена.
После съемок в картине Л.Кулешова «Веселая канарейка» (1929) и премьеры своей «Кометы» Валерий Инкижинов под стандартным для кинематографистов тех лет предлогом знакомства с техникой звуковых съемок попросил разрешения «вышестоящих инстанций» выехать во Францию. До середины 30-х такие поездки были вполне возможны для «революционных советских кинематографистов» с безупречной биографией, так что весной 1931 года Инкижинов уже прогуливался по Елисейским полям…
Бурная кинематографическая жизнь Парижа захватила его полностью. Знакомство со знаменитостями русской эмиграции, атмосфера творческой свободы совпали по времени с тревожными сообщениями из красной России (особенно шокировали Инкижинова вести об уничтожении большевиками буддистских святынь, аресте многих его друзей и коллег). Надеясь на шлейф популярности «Потомка Чингисхана», Инкижинов остался на Западе…
Его французским дебютом стала роль в экранизации романа Жоржа Сименона «Человеческая голова» ("La Tete d'un homme”, 1933, режиссер Ж.Дювивье) – очередном детективе о мудром и проницательном комиссаре Мегрэ. Неистребимый акцент и выразительная восточная внешность Инкижинова навсегда определили его амплуа – из года в год – во Франции, в Британии, Германии, Италии и США он играл персонажей загадочного Востока – индусов, китайцев, корейцев, японцев и т.п. Так было в картинах знаменитых немецких режиссеров Р.Вине (Polizeiakte, 1933), Г.Пабста («Шанхайская драма»/ Le Drame de Shanghai, 1938) и Ф.Ланга («индийская» приключенческая дилогия «Бенгальский тигр»/Tiger von Eschnapur и «Индийская гробница»/Das Der Indische Grabmal, 1959). В популярных франко-итальянских лентах «Дочь Маты Хари» (La Figlia di Mata Hari, 1954, режиссер К.Галлоне, Р.Мерузи), «Приключения китайца в Китае» (Les Tribulations d'un chinois en Chine, 1965, режиссер Де Брока), «Авантюристы/Искатели приключений» (Les Aventuriers, 1967, режиссер Р.Энрико)…
Играл Инкижинов и в фильмах на русские темы – «Волга в огне» (Volga en flammes, 1934, режиссер В.Туржанский), «Михаил Строгов» (Michel Strogoff, 1956, режиссер К.Галоне), «Триумф Михаила Строгова» (Le Triomphe de Michel Strogoff, 1961, режиссер В.Туржанский), «Врач из Сталинграда» (Der Arzt von Stalingrad, 1958, режиссер Г.Радвани)…
Самый загадочный период в жизни Валерия Инкижинова – с 1939 по 1948 годы. Во всяком случае, мне не удалось обнаружить ни одной фильмографии с его участием – ни в Европе, ни в США. Как он жил в эти военные времена? В какой стране?
Так или иначе, в начале 50-х Инкижинов оказался в Голливуде. В американском фильме Г.Хэтэвея «Черная роза» (The Black Rose, 1950) он сыграл китайского министра… Однако, по-видимому, Америка так и не стала своей для стареющего «потомка Чингисхана». В середине 50-х он возвратился в Европу, чтобы снова сниматься в немецких, французских и итальянских фильмах. Как правило, это были ленты об экзотических странах, секретных агентах и даже об индейцах… Один из самых известных примеров тому – «Смертельный луч доктора Мабузе» (Die Todesstrahlen des Dr. Mabuse, 1964).
На рубеже 70-х Инкижинов все чаще появлялся в телесериалах. Свою последнюю роль в кино он сыграл в приключенческом фильме Кристиана-Жака «Нефтедобытчицы» (Les Petroleuses, 1972), где солировали тогдашние примы Б.Бардо и К.Кардинале…
За сорок лет работы на Западе Валерий Инкижинов снялся в 50-ти фильмах. Ему довелось играть со многими звездами первой величины - О.Уэллсом, Э.фон Штрогеймом, В.Чеховой, К.Кински, Ш.Буайе, Д.Дарье, Л.Вентурой, Ж.-П.Бельмондо, Ж.Рошфором, М.Влади и многими другими. Он умер в 78 лет в пригороде Парижа. Его кончина в тогдашней России осталась незамеченной…
Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале Pro KИNO. – 2004. – N 3 (7). – C.18-20.