Представьте себе на минуту, что кого-нибудь из российских актеров номинировали бы нынче на «Оскар». Вот эта была бы сенсация! А вот наш соотечественник Аким Тамиров был номинирован на «Оскар» дважды. И… этот успех тщательно замалчивался на российских просторах. Увы, другие были времена и нравы, а «сбежавшие на Запад» практически приравнивались к «врагам народа»…
Аким Тамиров (29.10.1899 – 17.09.1972)… 140 фильмов за 40 лет успешной актерской карьеры в кино. Съемки в картинах таких мэтров экрана, как Р.Брукс, Ж.-Л.Годар, Ж.Дассен, В. Де Сика, М. Ле Рой, Р.Мамулян, У.Уайлер, Б.Уалдер, П.Устинов, О.Уэллс, В.Флеминг, К.Шаброль… И с такими партнерами, как И.Бергман, М.Витти, Г.Гарбо, М.Дитрих, К.Кардинале, Дж.Кроуфорд, Дж.Лолобриджида, Ж.Моро, Б.Стэнвик, К.Хёпберн, Р.Шнайдер, К.Гейбл, К.Грант, Э.Куин, Г.Купер, П.О’Тул, Э.Перкинс, Ф.Синатра, П.Устинов, О.Уэллс, Г.Фонда, М.Шелл…
При этом в большинстве фильмов роли у А.Тамирова либо главные, либо весьма заметные. Увы, российские зрители были практически лишены возможности познакомиться с творчеством Тамирова. За редким исключением [вроде мюзикла «Сестра его дворецкого» (His Butler’s Sister, 1943) и приключенческого «Черного тюльпана» (La Tulipe noire, 1964)] они не попадали в наш прокат…
Аким Тамиров родился в Российской империи на исходе XIX века (по одним данным – в Баку, по другим – в Тифлисе). В 10-х годах прошлого века он стал одним из ведущих актеров МХАТа. Столичные критики прочили ему блестящую карьеру. Но грянула революция, потом – гражданская война…
В 1923 году МХАТу высочайшим соизволением Кремля разрешили выехать на гастроли в Америку. Обремененная суровым совдэповским опытом, значительная часть труппы решила не возвращаться. Среди них был и Тамиров, попытавшийся в 33 года начать новую жизнь. Мало-помалу освоив английский, он стал играть на театральной сцене, тем паче, что репутация «школы Станиславского», к которой принадлежал актер, котировалась за океаном весьма высоко.
Не имея никакого киноопыта в России, Аким Тамиров не рвался в Голливуд. Однако, как говорится, если гора не идет к Магомету… Пропустив благоприятный для всех эмигрантов период Великого Немого, уже в зрелом возрасте он дебютировал в звуковом кино в 1932, а годом позже сыграл в легендарной «Королеве Кристине» (1933, реж.Р.Мамулян) с Гретой Гарбо. И дальше приглашения посыпались, как из рога изобилия… Одна из ведущих киностудий мира - Paramount - пожелала заключить с ним длительный контракт. «Все говорят, что мой акцент стоит миллион долларов», - любил поговаривать Тамиров в ответ на ехидные замечания о том, что его удел в кино – играть «этнические» роли…
Всей своей карьерой Аким Тамиров полностью опроверг классические мифы о судьбе эмигранта в Америке. Во-первых, он очень поздно – в 42 года - начал голливудское восхождение, но все равно стал настоящей звездой. Во-вторых, не стремился избавиться от русского акцента, и это ничуть не мешало его кинокарьере. В-третьих, никогда не играл в массовках и «на подхвате». В-четвертых, практически до самой смерти продолжал сниматься у лучших киномастеров планеты…
Яркий талант «самого знаменитого русского в Голливуде» пришелся по душе легендарному Орсону Уэллсу. Тамиров снялся у него в мрачных криминальных драмах «Мистер Аркадин» (Mr.Arkadin, 1955) и «Печать зла» (Touch of Evil, 1958), в экранизации экзистенциальной философской притчи Ф.Кафки «Процесс» (Le Proces, 1962). Жаль, что тамировское исполнение роли Санчо Пансы в «Дон Кихоте» (Don Quixote, 1955) в свое время не увидели зрители – съемки этого шедевра О.Уэллса были остановлены по финансовым причинам…
Тамиров одинаково уверенно чувствовал себя в фильмах разных жанров – психологических драмах, комедиях, детективах, вестернах, триллерах, притчах, мюзиклах, фильмах ужасов и гангстерских сагах. Без него не обходились и звучные «русские хиты» западного экрана – «Анастасия» (Anastasia, 1956, реж. А.Литвак), «Романов и Джульетта» (Romanoff and Juliet, 1961, реж.П.Устинов, «Екатерина Великая» (Great Catherine, 1968, реж.Г.Флеминг) и др.
В 60-е он все чаще снимался в Европе – в Британии, во Франции и Италии. Наиболее заметная работа этого периода – роль в фантастической притче-антиутопии Жана-Люка Годара «Альфавиль» (Alphaville, 1965). На закате карьеры Тамирова все чаще приглашали на американское телевидение в качестве специального гостя различных шоу и сериалов…
Аким Тамиров скончался от скоротечного рака в солнечном курортном городке Палм Спрингс (Palm Springs) 17 сентября 1972 года. Его подробные биографии сегодня можно найти в любой американской киноэнциклопедии. Заокеанские знатоки «десятой музы» по праву гордятся его лучшими работами, справедливо зачисляя их в «золотой фонд» мирового экрана. В российском кинословаре на месте фамилии Тамиров до сих пор – «прочерк»…
Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале: Федоров А.В. Аким Тамиров: звезда мирового экрана//Pro KИNO. 2004. N 4 (8). C.19-20.