Театр киноактера. 1951 год. В зрительном зале темно. Только на режиссерском столике горит маленькая лампочка. За столом народный артист Советского Союза Алексей Денисович Дикий. Идет репетиция спектакля «Бедность не порок», сцена Гордея Торцова (Всеволод Санаев) с Африканом Саввичем (Георгий Георгиу). Говорит Гордей... ...— Нет, ты вот что скажи. Все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый...
И вдруг на сцену вышел и даже не вышел, а выпорхнул парень, одетый в непомерно широкий черный фрак. Парень сиял ослепительной, угодливой улыбкой и ворочал хитрющими глазками. Потом начал он выделывать ногами такие кренделя и так жонглировать подносом с шампанским, что все сидящие в зале громко расхохотались. Не выдержали и актеры на сцене — тоже прыснули. Больше всех смеялся Дикий. Он спросил:
— Это кто ж такой?
— Это, Алексей Денисович, молодой, только что пришедший к нам из ВГИКа артист Юра Саранцев.
— Хорошо, Юра!— крикнул Дикий характерным хрипловатым баритоном.— Молодец!..
...Саранцев пришел в Театр-студию киноактера в 1951 году сразу после окончания ВГИКа, где он учился на курсе, которым руководил народный артист СССР Михаил Ильич Ромм.
Пришел такой смешной, веселый, курносый парень и сразу с улыбкой, легко и непринужденно включился в работу. Крошечную роль в спектакле? С удовольствием. Эпизод в фильме? Пожалуйста. Дубляж иностранной картины? Тоже могу.
Я знал его всегда спешащим, всегда, как говорят, «на полноге», со съемки — на спектакль, с репетиции — на озвучение, а после — бегом в театр, на капустник (здесь он незаменим), а на другое утро самолет или поезд уносит его в киноэкспедицию.
В кино Саранцев сыграл много больших и маленьких ролей. Я не критик и не киновед и не беру на себя смелость детально анализировать его творчество. Одно могу сказать: независимо от того, хорошую или плохую картину я смотрел с участием Юры, я никогда не мог упрекнуть его в том, что он не сделал максимум того, что можно было.
Я вспоминаю его Буруна в «Педагогической поэме», или столяра Карасева в фильме «Запруда», или Мишку в «Чужом имени». В картинах «Случай на шахте 8», «Жизнь прошла мимо» и во многих других Саранцев играл отрицательные роли. Но не повторялся, потому что всегда искал в своих героях многомерность, убедительные причины, диктовавшие им те или иные поступки.
Особое место в творчестве Саранцева занимает фильм «Крах», где он сыграл одного из верных слуг и единомышленников Савинкова — Шешеню. Этот эсер-террорист на первый взгляд кажется тупым исполнителем, маньяком, и только в глазах его затаились страх и обреченность. Где-то глубоко скрыто в нем неверие в дело, которому он служит. И вот — перелом. Шешеня переходит на службу к красным, разоблачает Павловского, а с ним и Савинкова. Линия его поведения передана Саранцевым очень тонко. Интересная работа!
Но вот что меня удивляло: в театре Саранцев играл только комедийные роли, а в кинематографе — только драматические. Я как-то спросил его, почему это так. Он мне сказал: «Не знаю, сам удивляюсь. Наверное, кинорежиссеры «не видят» меня в комических ролях, а режиссеры театра не верят мне в драматических: Вот и жду, когда случится наоборот».
Чтобы иметь полное представление об артисте Юрии Саранцеве, остается только добавить, что он озвучил более четырехсот ролей в зарубежных картинах! Частенько, глядя дублированные фильмы, я нарочно не читаю титры с фамилиями актеров и потом стараюсь по голосу узнать, кто кого озвучивал. Мастерство Саранцева всегда узнается по «почерку». Работал он на дубляже быстро и точно, сразу находит нужную интонацию. Здесь он художник-моменталист. Как это он делает — его секрет.
Е.Тетерин
«Советский экран» № 19, 1974 год