День Победы для каждого из нас личный праздник. Практически у всех кто-то не вернулся с боя: отец, брат, муж… Те же, кто не считается с этим великим днем, либо циники, либо фанатики, либо люди, никого не терявшие. Совсем другое кроется за вандализмом по отношению к памятникам в соседних государствах. Здесь налицо политика, грязная и противная любому человеческому сердцу.
Но не будем вспоминать об этом в такой светлый день. Нашу Победу никто у нас не отнимет, а время все расставит по местам, как и прежде. И через десять, и через пятьдесят, и через сто лет найдутся люди, которые поставят стакан водки с черным хлебом на стол в память о погибших, подаривших всем своей кровью свободу от рабства.
На днях впервые на экраны вышла картина Федора Петрухина «День Победы». Режиссер памятен, возможно, вам по таким известным фильмам, как «На Муромской дорожке». На этот раз он обратился к тем памятным дням, когда каждый человек стремился защитить свою Родину.
Показ картины состоялся в Доме Кино 8-го мая, и его предваряла небольшая документальная лента «Соловьи, соловьи», рассказывающая об энтузиастах из провинции, которые каждый День Победы проезжают парадом на своих грузовичках 41-44-го года выпуска по улицам села. Эта картина задала тон праздничному вечеру, а Федор Петрухин, представивший свою съемочную группу, вызвал бурю оваций. Ведь среди представленных оказались и ветераны кинематографа: Анатолий Кузнецов и Виктор Сергачев. Они скромно приветствовали зрители, но за их простыми выходами скрывались благородство и достоинство русского воина. Учитывая же состояние здоровье Анатолия Борисовича, можно восхищаться его самоотверженностью. Не каждый выйдет к зрителям после больницы… Жаль, что не было исполнителей главных героев в молодости: Дмитрия Дюжева и Егора Клейменова, а также постоянного актера Петрухина – Сейдулы Молдаханова, но ничего уж тут не попишешь: молодежь работает, а Молдаханову не просто приехать из другой страны.
Сам же фильм, безусловно, тоже вызовет положительные эмоции. Хотя тема отвечает современным требованиям и времени, что старшему поколению не очень-то нравится. Речь, конечно же, о натурализме некоторых сцен и чувствах, о которых раньше не говорили. Но чем дальше от этой страшной войны, тем труднее оставаться объективным в показе той действительности. Да и вкусы, к сожалению, меняются. Тем не менее, картина дышит правдой и прочувствована до глубины души.
На репетиции парада в Москве встречаются два ветерана – офицер (Кузнецов) и солдат (Сергачев). Старший по званию из разговора с резким сослуживцем вдруг понял, что они были раньше знакомы. Так и оказалось, что само по себе довольно примечательно. И фильм построен на их воспоминаниях, на том, как младший лейтенант Андрей Николенко (Клейменов) принял под свою команду роту штрафников и повел их в смертельный бой, на заминированное поле. Среди солдат были взводный старшина Алексей Привалов (Дюжев) и рядовой Узбек (Молдаханов), и именно они остались вместе с лейтенантиком последними из живых. Никто не хотел умирать… Этому способствовало и их начальство, пославшее их на верную смерть, чтобы расчистить территорию от мин для атаки. Но именно взводный одержал победу, в одиночку, раненый, он уничтожил роту фашистов (хотя по данным разведки говорили о целом полке). Они расстались с командиром ночью, а встретились только спустя 60 лет, уже и не чая друг друга увидеть.
Завершительным аккордом фильма является песня «афганца» в исполнении небезызвестного солиста группы «Ва-Банк» Александра Ф. Скляра. Он страдает оттого, что не знает, что такое Победа. Ведь после Великой Отечественной не было ни одной войны, в которой русский воин вышел бы Победителем. Сплошные кровавые бойни, завершавшиеся потерей людей ради политиков. Ни одной победы… Поэтому та Победа для нас имеет особое значение. Это Память о величии Русского Воинства, отстаивавшего границы своего государства, а не пытающегося уладить конфликт где-то в неизведанных землях.
Фильм кровавый, жесткий. В нем мало места сантиментам, но дружба лейтенантика со штрафниками носит человеческий характер. Они остались людьми даже накануне битвы, когда страх сковывает сердце. Многие полегли от мин и пуль, в ужасных позах, в грязи и выпотрошенные, как и происходило всегда с «пушечным мясом», но цели они достигли – спасли Родину от захватчиков.
И здесь не последнюю роль играет музыка Андрея Стойчева, которую так хвалил Петрухин на премьере. Она неразрывно связана с повествованием, заставляет нас сопереживать героям, помогает переносить все ужасы, показанные оператором Александром Щуроком. Актеры здесь также не теряются, как и в старых картинах. Сразу вспоминается слаженный актерский состав великого фильма «Они сражались за Родину». Перед нами полностью раскрытые характеры, даже в эпизодах с немцами. Особое уважение вызывает, прежде всего, игра мэтров. С ними не так много сцен в картине, но каждая пронизана мастерством и осознанием своей миссии. Миссии поколения, которое не бывало на войне, но пережило то время голода и разрухи. Миссии долга и чести. Они напоминают нам о том, что еще живы последние защитники, что нужно помнить о нашей Победе несмотря ни на что.
Макс
Фотографии Валерия Лукьянова