В семидесятые годы, казалось, с наших экранов почти полностью исчез жанр сатирической комедии. Комедия эксцентрическая? Лирическая? Это - пожалуйста. А вот критическая... Попробовал, к примеру, автор «Бумбараша» Николай Рашеев в 1973 году поставить сатирический мюзикл «Заячий заповедник», и премьеры ему пришлось дожидаться почти 15 лет. Причем, картина была положена на полку не из-за невысоких художественных достоинств, а из боязни показать на экране современных бюрократов и
жуликов. Пожалуй, за все десятилетие вспоминаются только две заметные работы с весомой сатирической направленностью — «Гараж» Эльдара Рязанова и «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, да и те вышли на экраны с перестраховочными купюрами.
Восьмидесятые годы, проходящие под знаком изменения в социальной и культур
ной жизни страны, принесли надежды на возрождение вымирающего жанра. Правда,
не очень удачной оказалась попытка Владимира Бортко высмеять махинации в торговле — «Блондинка за углом». Половинчатой, робкой оказалась и сатира Виктора Трегубовича в комедии «Прохиндиада, или Бег на месте», где замечательный актер Александр Калягин отыгрывал этюды на тему пословицы «ты — мне, я — тебе». Зато мощный и едкий сатирический залп по чиновникам «эпохи застоя» нанес Эльдар Шенгелая в комедии-притче «Голубые горы, или Неправдоподобная история», повествовавшей о бесконечных мытарствах молодого литератора, имевшего неосторожность отдать рукопись своей повести, в одно из издательств...
Сатирические штрихи занимают важное место и в грустной комедии-притче другого известного грузинского режиссера Резо Эсадзе «Нейлоновая елка». Ее действие происходит в новогоднюю ночь в пригородном автобусе, переполненном людьми, жаждущими вовремя попасть к праздничному столу.
Резо Эсадзе превосходно сумел передать в своей картине атмосферу раздраженности, которая годами накапливается в людях, привыкших к бытовым и транспортным неудобствам. Хорошо показано в фильме, как формируются самые нелепые слухи, на ходу обрастающие новыми невероятными подробностями... При этом авторы вовсе не стремились сделать из своих многочисленных героев неких монстров. Фильм не только высмеивает, но и сочувствует. Сатирические уколы не мешают Резо Эсадзе любить, сострадать, грустить об утраченных духовных ценностях.
Однако и сегодня создаются ленты, скроенные по рецептам худших комедий прошлого десятилетия. К примеру, мне показалась необыкновенно архаичной, примитивной картина Алексея Коренева «Акселератка», сатирический заряд которой направлен вроде бы верно — в проходимцев, воров, взяточников. Однако сюжет фильма построен банально, игра актеров настолько плоха, что необходима немалая сила воли, чтобы досидеть до конца на этой «комедии», не вызывающей даже легкой улыбки.
Разумеется, по сравнению с «Акселераткой» новая работа Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», может показаться чуть ли не шедевром. Но судить автора, как известно, надо по отношению к тем точкам отсчета, которые он сам себе создал. И здесь, скажу честно, сатирический аспект этого фильма кажется мне уже отставшим от материалов текущей прессы, а художественный уровень — уступающим многим прежним комедиям Э. Рязанова»
Зато недавно снятый «с полки» фильм А. Алова и В. Наумова «Скверный анекдот» (1966), думается, сохраняет свой сатирический потенциал, имеющий отношение, разумеется, не только к событиям, описанным в рассказе Ф.М.Достоевского.
Трудным оказалось возрождение сатирического жанра на нашем экране. Сделаны пока лишь первые шаги. Впрочем, это и неудивительно: ведь выходят на экраны фильмы, планировавшиеся как минимум три-четыре года назад. Поэтому давайте не будем подводить преждевременных итогов. Посмотрим, что принесет нам ближайшее время…
Александр Федоров
3.03.1988