Крутится-вертится жизнь в мегаполисе. В огромном гнезде пороков и несбывшихся надежд, где каждый проходит свои круги Ада. В центре Вселенной, где нет места индивидууму…
«Кружение в пределах кольцевой» Рамиля Салахутдинова рассказывает нам о попытке вырваться за пределы не только большого города, но и самого понятия «пространство». Люди здесь чувствуют себя мелкими винтиками, а им хочется быть чем-то более колоссальным.
Все персонажи по-своему справляются с проблемой навязанного пространства. Кто-то открывает себя настоящего, кто-то погружается в алкогольное беспамятство, кто-то налаживает контакт с окружающими.
Нормальных людей вы здесь не найдете. Все находятся на грани между временем и пространством, рассудком и безумием, моралью и аморальностью. Но по сути и в так называемой «реальности» мы постоянно балансируем на лезвии ножа.
В фильме перед нами предстает Москва во всей своей безысходной мрачности и серости. Но за нею скрывается более мрачный Питер, в чьих спальных районах и происходили съемки. Эффект из-за этого получился еще более сильный, хотя, в принципе, и невозможно было снять по-другому.
Итак, большой город. Урбанистический антураж. Герои, характерные для последних лет: преуспевающий бизнесмен Роман Берковский, его жена Лена, спивающийся талантливый тележурналист Камолов, его дочь-наркоманка, Тимофей, потерявший жену при взрыве в кафе, местный дурачок Долговязый, журналист Петя, для которого четыре вечера – утро. Всех объединяет главный персонаж – город. И у каждого из них свои проблемы. На Берковского конкурент натравливает органы по борьбе с экономическими преступлениями. Лена, лишенная внимания мужа, начинает пить и пытается завести интрижку с школьным другом. У Камолова – проблемы с выпивкой и дочерью. Тимофей потихоньку теряет рассудок после гибели жены. И даже у Долговязого не все так гладко – он пытается уберечь от ворон утиные яйца.
Где выход? Режиссер полунамеками предлагает вырваться из мегаполиса, найти себя в этом клокочущем пространстве, как это сделал Петя, делающий сюжеты для криминальной программы. Он на пару с пожилым оператором Володей постоянно попадает впросак, но, тем не менее, не теряет связи с собой. В этом непроглядном сумраке его персонаж выполняет чисто роль шута – развлекает нас смешными ситуациями (одна только сцена в квартире Тимофея чего стоит!).
Фильм не безвыходный и светлый. Правда, разглядеть свет удастся не каждому. Хотя по сюжетной развязке в целом все заканчивается хорошо. Берковский оторвался на славу, уйдя в запой. Долговязый возвращает к разуму Тимофея, рассказывая ему о превратностях утиной жизни. Камолов (кстати, ведущий программы-пародии на «Жди меня») воссоединяется с семьей.
Все хорошо, но город может вновь проснуться. И тогда начнется новый виток кружения по Дантовым кругам, пока ты, наконец, не вырвешься за его пределы – в жизни или в смерти…
Макс