Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Чужое сердце

Чужое сердце
У всех на памяти те страстные споры, что всколыхнулись в связи с реально возникшей возможностью пересадки человеческого сердца. Взволновала не только медицинская, но и нравственная сторона дела. Что говорит об этом этика медицины? В чем долг врача? Не открывает ли это новое достижение науки путь к преступлению в мире капитализма, где все продается и покупается?
Фильм «Миллионы Ферфакса» — экранизация одноименного произведения английского писателя Алана Уиннингтона — это история цепи преступлений, повесть о том. как власть денег разрушительной, убийственной силой приводит людей к глубочайшему моральному падению. Фильм сделан в жанре детектива. Но прежде чем динамика сюжета вступит в свои права, идет неспешная экспозиция. Зрителю дается возможность ознакомиться с интерьером дома Ферфаксов, настроиться на волну их жизни, изучить микроклимат в семье миллионера.
Ситуация в доме складывается напряженная: глава семейства Антони Ферфакс (Ю. Будрайтис), страдающий неизлечимой болезнью сердца, находится в клинике в критическом состоянии. Его младший брат и наследник Поль (И. Калныньш), кажется, нисколько этим не обеспокоен и продолжает вести легкомысленно-беспутный образ жизни, не заботясь даже о соблюдении элементарных приличий. Жена Антони Мэрилин (Г. Байкштите), его врач Рассел Джонс (А. Мартынов), чьи опыты по созданию искусственного сердца финансирует Антони Ферфакс, слетевшиеся, как коршуны, родственники, ссорясь между собой, кто с ханжеским выражением печали на лицах, кто цинично и откровенно, обсуждают судьбу миллионов Ферфакса, заботясь лишь каждый о себе, стремясь урвать свою долю наследства. Они заинтересованы в сохранении существующего положения, им нужно, чтобы Антони остался в живых: ясно же, что, завладей миллионами Поль, он пустит их по ветру, а Мэрилин, так и не родившую наследника, родственников и врача выставит за порог Напряжение предстоящей драмы неуклонно растет, хотя, казалось бы, трагедию Антони предотвращает несчастный случай на шоссе: миллионеру пересаживают сердце погибшего в автомобильной катастрофе незнакомца. Антони будет жить. Но тут загадочно пропал Поль, а в пруду одного из имений Ферфакса найден труп неопознанного человека, что привлекает внимание полиции к дому миллионера и его обитателям. Визит инспектора полиции Перси Галлета (И. Таммур) в эту семью—словно камень, брошенный в стоячее болото, поднимающий на поверхность до поры до времени спрятанную глубоко на дне мутную тину. «Милые» родственники, стремясь не потерять благопристойности, исподтишка, намеками поливают друг друга грязью. Но и эти приватные беседы не могут навести на след преступника. А тут еще верховный комиссар полиции дает весьма недвусмысленное указание: «Урегулировать это дело как можно быстрее».
Каждый жест, каждая фраза персонажей приобретает в наших глазах особый, многозначительный смысл. В канве повествования возникают словно бы случайные эпизоды, появляются новые персонажи, заставляющие подозревать, что за внешним благополучным ходом событий кроется другой, неизвестный нам смысл. Неясная фигура в зарослях у берега водоема... Визит секретарши хирурга после операции по пересадке сердца к инспектору полиции... Скандальное вторжение вдовы человека, якобы ставшего «донором» Ферфакса...
Так складывается интригующая зрителя детективная фабула, выявляется и идейно-нравственный стержень фильма— разоблачение морали и нравов общества, где правят деньги и еще раз деньги. Вот Мэрилин — очаровательная, умная, решительная. Но верх над пре данностью мужу, над тревогой за его жизнь берет стремление не проиграть свою игру, когда казалось, что муж обречен и смерть его неизбежна. Надежды на новое счастье взамен того, что будет утрачено с возможной потерей Антони. Истерзанная страхом за будущее, Мэрилин связывается с доктором Джонсом — становится его любовницей. Но отрезвление наступает очень быстро: Джонс холоден и расчетлив, он делает свою жизненную ставку не на любовь Мэрилин, а на сотрудничество с Ферфаксом. обернувшееся преступным сообщничеством, сделавшее его жертвой ни перед чем не останавливающегося партнера. Крах Рассела Джонса не только поражение менее удачливого преступника в схватке с более сильным соперником, но и крушение личности человека, который растоптал и свои талант врача, и чувства, и элементарные нормы человеческой морали, стал на путь убийств ради того, чтобы до биться славы, признания, успеха, пробить себе дорогу «наверх».
Рисуя историю падения Джонса, пораженного вирусом рационализма и безнравственности, авторы фильма переводят течение киноромана в русло социального детектива, а сенсационную историю превращают в обвинение, разоблачение мнимой респектабельности и ложной красивости «свободной» с точки зрения буржуазного обывателя — жизни.
Режиссер фильма Н. Ильинский в своем повествовании как бы отодвигает на второй план классическую детективную интригу, связанную с расследованием преступления. Ему удалось обнажим драматический узел человеческих страстей, передать тему крушения иллюзии нереализованных надежд, тему крах» человеческой личности в жестоком мире чистогана.

А.Верещагин
«Советский экран» № 16, 1981 год
Просмотров: 2546
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: