История, рассказанная фильме Т. Шахвердиева «Предчувствие любви», прямо скажем, маловероятна. Однако она и не претендует на вероятность и правдоподобие. Режиссер погружает нас в атмосферу фантазии, сказки. А в сказке, как известно, возможно все. Прыжок с пятого этажа, после которого герой лишь отряхнет запылившиеся брюки. Таинственный «облегчитель», заставляющий тяжелый письменный стол свободно парить в воздухе. Я уже не говорю о таких мелочах, как вечный двигатель или миниатюрный автомат для пришивания пуговиц...
Актеры Александр Абдулов и Михаил Глузский в этой стихии свободны, раскованны, легки. Играют чуть отстранение, иронично и в то же время искренне.
А. Абдулов (он снимался и в первом игровом фильме Т. Шахвердиева «Двое в новом доме») играет молодого изобретателя, мечтающего о необыкновенной любви, о той женщине, что (увы!) «всегда проходит мимо», оставаясь лишь недосягаемой мечтой. И, конечно, до поры до времени не замечает влюбленную в него скромную работницу фотоателье...
М. Глузский играет начальника бюро изобретений, после длительной «спячки» чувств вновь обретающего способность любить...
Хороши в эпизодах Владимир Басов, Лидия Смирнова, Михаил Светин, Семен Фарада...
А вот Ирина Алферова, на мой взгляд, в слаженный актерский ансамбль вписывается с трудом. В фильме она исполняет две очень важные роли — загадочной незнакомки и женщины - фотографа. Незнакомка, (быть может, оттого что показана она в струящихся одеждах и на общем плане) получилась лучше. А вот характер «земной» женщины значительно слабее. B ее игре здесь ощутима некая скованность, она никак не может найти верный рисунок образа, сочетающего эксцентрику с бытовыми штрихами.
Отсюда, наверное, складывается впечатление, будто заглавную тему «предчувствие любви» в фильме ведет не актерский дуэт, а музыкальный. К чести Микаэла Таривердиева мелодии в картине звучат в изысканной оркестровке, смена инструментальной музыки вокалом создает нужное трепетно-тревожное настроение. Порой в унисон с музыкальным рядом возникает поэтическая линия изобразительного решения. В расплывающихся вечерних бликах, в красноватых отражениях автомобильных фар на мокром асфальте, в замедленном движении...
И все же в искрящемся озорной выдумкой фильме Т. Шахвердиева лирическая сторона уступает комедийной. Вспомним сцену свадьбы разбитной подруги изобретателя, решенной в чисто эксцентрическом, гротескном ключе. Однако даже, казалось бы, самых нелепых, смешных героев авторы не торопятся осудить. «Предчувствие любви» — добрый и светлый фильм. История, которая, возможно, натолкнет кого-то на вполне серьезные размышления, для кого-то останется просто хорошим развлечением.
Александр Федоров
25.12.1982