Грустно, когда талантливого художника постигает неудача, Грустно вдвойне, когда этот художник — вчерашний дебютант. К сожалению, работа Юрия Кары «Воры в законе» у меня вызывает именно такие невеселые мысли...
Когда первый фильм Ю.Кары «Завтра была война» вышел на экраны страны, казалось, что в кинематограф пришел режиссер принципиальный, полный желания сказать с экрана правду. И при всех шероховатостях дебюта он был хорошо встречен зрителями и прессой.
Когда смотришь «Воры в законе», впечатление возникает совсем иное. Кажется, что Ю.Кара, воспользовался «Чегемскими рассказами» Фазиля Искандера только для того, чтобы придать царящему на экране безвкусному зрелищу солидную литературную «базу». Ведь, несмотря на суперактуальность темы (разоблачение отечественной мафии, коррупции, рэкета и т. д.), картина настолько далека от жизненной правды, что иные эпизоды вызывают ощущение пародийности, намеренного «китча».
Может быть, именно в пародийном ключе и следовало снимать эту кроваво-мелодраматическую историю? Тем паче, что эпизоды с участием Валентина Гафта (главарь мафии) и Зиновия Гердта (адвокат) сыграны, пожалуй, вполне пародийно, с отличными комедийными деталями, намеками на «Крестного отца» и т.п. нашумевшие гангстерские ленты. Но, увы, натужный гротеск, актерский «наигрыш», пережимы роковых страстей всех остальных сцен никак не совпадают с пародийными аллюзиями В.Гафта и 3.Гердта. Скажите ради бога, в какой пародии уместна, к примеру, сцена, где автомобиль на полной скорости давит коляску с младенцем? Причем на глазах у обезумевшей матери? "Если же на минуту допустить, что Ю.Кара хотел поставить картину, всерьез раскрывающую проблему, то как это совместить с однозначной плоскостью характеров персонажей, с полным отсутствием психологических нюансов, с бьющей через край эпатажной эффектностью ракурсов к цветовых решений?
Нет слов, Юрий Кара сделал ленту массового успеха, так вполне профессионально вычислил некое среднеарифметическое аналогичных западных «боевиков» класса «Б»: красотка в модных нарядах или без оных, драки, перестрелки, погони на автомобилях, тревожная музыка, бьющие через край эмоции, минимум диалогов, всесильный герой и т. д. и т. п. Если его авторский расчет имел в виду только это, то он оказался верным. Но тогда нужно честно сказать, что искусство здесь ни при чем…
В картине другой недавней дебютантки Галины Юрковой «Француз» так не скажешь. Это вполне добротно сделанная работа (сценарий С.Бодрова. Г.Данелии) в стиле послевоенного «ретро». Хорошо ведет главную роль вернувшегося из плена солдата Сергей Шакуров. Все бы ничего, только во время сеанса не покидает ощущение, что все это уже видено-перевидено. Во «Второй попытке Виктора Крохина» (1977), «Подранках», «Пяти вечерах» (1979), «Чужой Белой и Рябом» (1986). «Ночь коротка» (1982) и других известных ретрокартинах, где о послевоенном голодном и беспризорном детстве и. столь же нелегкой жизни взрослых было сказано более весомо, талантливо и ярко. Вторичность «Француза» видна буквально в каждом эпизоде. И хорошие актеры в данном случае, как говорится, не в силах что-либо изменить.
Разочаровала меня и картина Николая Губенко «Запретная зона». Признаюсь, разочарование от картины Н.Губенко у меня особенно горькое, так как перед этим он поставил - несколько сильных фильмов («Подранки», «Из жизни отдыхающих»), которые принесли ему заслуженный успех. Да и «Запретная зона» поначалу обещала многое: рассказ о подлинных событиях - смерче, уничтожившим несколько деревень и поселков летом 1984 года, анализ серьезных социальных и нравственных проблем, возникших после катастрофы, участие целого созвездия известнейших актеров (Ж.Болотова, И.Смоктуновский, К.Лавров, Н.Мордюкова, Л.Куравлев и др.).
Увы, благородному и актуальному замыслу не суждено было воплотиться в художественное произведение. На мой взгляд, вопреки авторским намерениям, на экране получил нечто вроде бледной иллюстрации газете заметки. Как и в «Ворах в законе» схематичность сюжета, прямолинейность характеров, отсутствие живой атмосферы вывели фильм за рамки подлинного искусства. Разумеется, можно вослед за Н.Губенко, который гневно обличает «эпоху застоя», человеческую черствость, нечуткость, соглашаться с ним во многих других обвинениях, на которые он не скупится в своей ленте Но, к несчастью, от этого он не наполнится художественностью.
«3апретная зона» производит столь же грустное впечатление, что и последние «перестроенные» ленты Э.Рязанова, В.Бортко, Л.Квинихидзе, Б.Токарева. М.Туманишвили Е.Герасимова... Наверное, это общая беда нашего кино сегодня; после долгих лет запретов хочется, поскорее высказаться, выплеснуть на экран накопившиеся боль и гнев.
Но ведь есть же и картины, актуальность которых не пошла во вред искусству («Зеркалодля героя», «Маленькая Вера», «Непрофессионалы»). Так, может, не стоит слишком огорчаться, и шедевры еще впереди?
Александр Федоров (1988 год)