Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Десять лет спустя

Десять лет спустя
У фильма «Ошибки юности» (сценарий Э. Тополя и Б. Фрумина) судьба сложилась, мягко говоря, трудно. Картина была снята в 1978 году, но на экраны не вышла. Ее режиссер Борис Фрумин («Дневник директора школы», «Семейная мелодрама») уехал за рубеж. А исполнитель главной роли — талантливый молодой актер Станислав Жданько — вскоре покончил жизнь самоубийством (или был убит?).
И вот спустя десять лет В. Фрумин получил разрешение приехать из Америки на «Ленфильм», чтобы подготовить «Ошибки юности» к выпуску в прокат. Разумеется, на фоне нынешних остросоциальных картин на молодежную тему «Ошибки...» выглядят гораздо скромнее. Но выйди фильм каким-то чудом тогда, в конце семидесятых, он произвел бы, вероятно, впечатление почти шоковое. Мало того, что, пожалуй, впервые в отечественном кино Борис Фрумин показал армейскую «дедовщину» в действии. «Ошибки юности», вопреки своему завлекательно - мелодраматическому названию, смело выводили в герои повествования непривычную фигуру рабочего парня. Непривычность героя фильма — Сергея Гурьянова заявлена почти с самого начала картины. Авторы пошли на эксперимент по тем временам весьма «чреватый»: передали Сергею такие «интеллигентские» черты, как потеря жизненных ориентиров, мучение из-за ощущения себя «лишним человеком» в обществе, которое, казалось бы, целеустремленно приближается к светлому будущему.
Взрывной темперамент Станислава Жданько, на мой взгляд, идеально подошел для этой роли. Мгновения безмятежного спокойствия приходят к Сергею лишь во сне (как в кадре, где он крепко спит, положив рядом с подушкой номер «Советского экрана» с портретом Валентины Малявиной).
На первый взгляд, фабула «Ошибок юности» несет в себе целую коллекцию штампов отечественного кинематографа 70-х. Тут и желание отличника боевой и политической подготовки после армейской службы поехать на далекие стройки Севера или Сибири. И борьба на этой самой стройке с суровой природой, местным вожаком и другими неизбежными трудностями, не говоря уже о хрестоматийном для молодежных лент того времени эпизоде, когда «положительный» герой отбивает у «отрицательного» красивую девушку (Марина Неелова).
Но Борис Фрумин смело ломает устоявшееся клише: молодые покорители северной природы напрочь лишены образцово - показательного ореола, а сам герой едет в далекие края вовсе не из-за врожденной приверженности высоким идеалам - ему хочется попробовать себя в деле, хочется полной самостоятельности.
Финал у «Ошибок юности» вроде бы тянет на «хэппи энд» — главный герой, бросивший стройку и перебравшийся в Питер, женится на одинокой молодой женщине (Наталья Варлей), обеспеченной, как это принято указывать в объявлениях по обмену квартир, изолированной жилплощадью со всеми удобствами.
Только, ох, какая это невеселая свадьба. Казалось бы, какого рожна еще надо? Почти столичный город, квартира, обаятельная жена. Ан, нет! Все равно недоволен Сергей, все ему неймется... Станиславу Жданько в этой сцене, на мой взгляд, удается чисто актерскими средствами — пластикой мятущихся движений, резкостью жестов, перепадами интонаций и мимики — передать ощущения, возникающие всякий раз, когда слышишь знаменитые строчки Владимира Высоцкого: «Нет, ребята, все не так. Все не так, ребята…»
Герою С. Жданько не дано объяснить словами, что же именно его не устраивает в окружающем мире. Он не силен в теоретическом анализе общественно - политических и административно-хозяйственных структур. Как то, что Сергей Гурьянов до боли остро ощущает, что вокруг неладно, авторы передают на экране сильно и точно.
Опять-таки, принимая во внимание времена, в которые создавался фильм, можно отчетливо представить, что Борис Фрумин во многом был вынужден, как говорится, наступать на горло собственной песне: о чем-то умолчать, на что-то лишь намекнуть. Решение иных эпизодов выглядит сегодня, вероятно, излишне прямолинейным, а порой и несколько назидательным (вроде линии армейского дружка Сергея — персонажа «кинематографически» положительного).
Однако «Ошибки юности» при всех недостатках, и недоговоренностях все равно видятся мне этапной работой для искусства 70-х. Как и снятые примерно в то же время «полочные» картины: «Вторая попытка Виктора Крохина» И.Шешукова и «Тема» Г.Панфилова, «Отпуск в сентябре» В.Мельникова, поставленный по мотивам «полузапретной» пьесы А. Вампилова «Утиная охота». «Ошибки юности» были одним из немногих прорывов кино к правде: Прорывов, увы, остановленных сверхбдительной цензурой.
Картина Б. Фрумина — быть может, последняя из десятков «полочных» лент, вернувшихся на наши экраны.

Александр Федоров
19 декабря 1989
Просмотров: 1896
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: