Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Женщина в белом

Женщина в белом
Роман Уилки Коллинза «Женщина в белом», несмотря на то, что он стал уже классикой, до сих пор приводит литературоведов в некоторое смущение. С одной стороны, здесь имеется то, чему и положено быть в детективе: преступление, жертва, у которой отнято состояние и даже имя, есть изобретательные, не останавливающиеся ни перед чем преступники, есть человек, ведущий расследование — пусть он не состоит в уголовной полиции и не является частно практикующим гениальным аналитиком, как Шерлок Холмс. С другой же стороны, книга Коллинза — мягкая, задумчивая по интонации, во многих местах лиричная, хотя и создавалась в то время, когда возникал детективный жанр, совсем не похожа на творения его «отцов» — Эдгара По, Эмиля Габорио, Артура Конан-Дойля. Среди них роман Коллинза стоит особняком. Вот и приходится литературоведу задуматься: действительно ли перед ним детективное произведение? Может быть, это все-таки психологический роман, но с запутанной, драматичной интригой...
Авторы фильма, поставленного по роману Коллинза, точно ощутили двойственность или, точнее сказать, неоднозначность первоисточника. И психологическая, лирическая — одним словом, человеческая сторона романа увлекла их не меньше, чем детективная.
Вот начальная сцена фильма: прекрасные всадники — юноша и девушка — мчатся по морской отмели. И кажется, что солнце — неяркое английское солнце — в этот час, словно пересилив себя, светит ярче — так ярко, как никогда ему не удавалось. В лучах его купается все: и море, и песчаный берег, и деревья поодаль.
У всадницы с головы слетает шляпка и мягко, будто паря, опускается в воду. Юноша останавливает бег лошади, прыгает в волны, сразу промокнув, и бережно несет шляпку в руках. Сейчас в мире нет ничего для него дороже этого легкого и беззащитного предмета, поскольку белая с фестончиками шляпка принадлежит Возлюбленной.
С этой сцены, такой трогательной и радостной, протягивается вереница мытарств, которые достаются в удел героям, прежде чем снова они обретут счастье. Оказывается, девушка — Лора Фэрли — уже обещана другому. Ее будущий муж принадлежит к аристократическому роду, он, баронет Персиваль Глайд, наследовал громкий титул, а потому юноше, которого Лора полюбила, — учителю рисования Уолтеру Хартрайту, бедняку, почти нищему, предлагают удалиться. Несчастный Уолтер послушен: собрав кисти и акварели, он отправляется на край света — в Южную Америку с какой-то экспедицией, только бы подальше, чтобы не видеть ту, которая ему бесконечно дорога и которая стала для него недоступной.
Вскоре появляется и сам блистательный баронет. Манеры его безупречны, он обходителен, сдержан, однако в своих намерениях тверд. Лора просит баронета отказаться от ее руки — сэр Персиваль мягко, но решительно отклоняет просьбу: брак должен состояться.
Чем дальше, тем больше крепнет у нас ощущение: безупречные манеры баронета — только декорация, фасад, за которым скрывается душа недобрая, хищная и преступная. А когда таинственный персонаж — «женщина в белом», полубезумная Анна Кэтерик — Лоре и ее сводной сестре Мэриан намекает, что в прошлом Персиваля заключена какая-то страшная тайна, и когда его компаньон — зловещий, похохатывающий сатанинским смехом граф Фоско — начинает плести свои интриги, наше смутное ощущение превращается в твердую уверенность. С замиранием сердца мы начинаем ждать чрезвычайных по своему драматизму событий. Они не замедлят последовать. И только усилия Уолтера Хартрайта, неопытного в сыске, но любящего, а потому непреклонного, распутают все узлы и спасут его возлюбленную от опасности, поистине смертельной.
На дошедших до нас портретах Коллинза у него круглое лицо с мягкими чертами, взгляд близоруких глаз за большими стеклами очков — добрый и как бы стеснительный. Наверное, в жизни человек с таким взглядом был чудаковат, застенчив, вероятно, был легко раним и остро ощущал ранимость других. Это чувствуется и по его книгам. В отличие от других детективных писателей он не стремится поразить закрученностью интриги (хотя она у Коллинза действительно изобретательна) и эффектностью расследования; для писателя главное — передать страдания честных, благородных, искренних людей, которые никак не заслужили выпавших им на долю горестей. Эту главную для Коллинза интонацию бережно передал в своем фильме режиссер Вадим Дербенев. Что же касается актеров, то созданные ими образы тоже совершенно «коллинзовские». Юная Гражина Байкштите пленяет в роли Лоры и трогает в роли ее «двойника» — Анны Кэтерик. Александр Абдулов в роли Уолтера Хартрайта серьезен, бесстрашен, романтичен. Персиваль Глайд в исполнении Эдуарда Марцевича — «настоящий джентльмен» с душой настоящего «джентльмена удачи». Добавлю, что в фильме заняты также Владимир Зельдин. Виталий Шайовалов, Эугения Плешките, Владимир Басов, а одну из ролей сыграл ведущий телевизионной передачи «В мире животных» Николай Дроздов.
Просмотров: 708
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: