Франция сегодня является одной из наиболее активных европейских стран, развивающих медиаобразование. Во Франции, колыбели кинематографа, традиционно сильны и позиции кинообразования. Однако фильм все чаще рассматривается в ряду других культурно-языковых средств выражения. Это понимание заложено в концепции Института всеобщего языка (Institute du language total), который возник в недрах Ассоциации кинематографа и молодежи (Association Film et Jeunesse).
Теория и практика аудиовизуального образования (прежде всего — кинообразования] во Франции была впервые систематизирована и проанализирована группой исследователей во главе с М. Мартино (М. Martineau] и опубликована в конце 1980-х — начале 1990-х гг. [7]. Несколько позже ЮНЕСКО и CLEMI [1] и Совет Европы [8] опубликовали другие солидные исследования, посвященные медиаобразованию в целом. Значительное место в этой работе занял анализ французского опыта в данной области.
CLEMI осуществляет свои программы в сотрудничестве с ЮНЕСКО, министерствами образования, культуры и иностранных дел Франции, Институтом новой школы (I'lnstitute cooperatif de I'ecole moderne), продолжающим дело С.Френе; такими организациями, как «Коммуникационная инициатива» (ICOM: Initiation `а la communication], «Активный юный телезритель» (JTA: Jeune tele-spectateur actif), «Проекты образовательного действия» (РАЕ: Projects d'action], Ассоциация молодежной прессы [APIJ: Association presse information jeunesse], Ассоциация образовательной прессы (АРЕ: Association presse enseigne-ment], Комитет информации образовательной прессы (CIPE: Comite' d'information pour la presse dans I'enseignement), с медиаобразовательными организациями из Аргентины, Бельгии, Бразилии, Британии, Испании, Португалии, России, США, Швейцарии и других стран. Координаторы CLEMI есть практически во всех крупных французских городах — Бордо, Гренобле, Дижоне, Лилле, Лионе, Ницце, Страсбурге, Тулузе и др.
CLEMI обладает собственной медиатекой (60 тыс. экземпляров различных школьных журналов и газет, 500 видеокассет и более 500 книг, около сотни докторских и магистерских диссертаций, отчетов по исследованиям и т. д.] и работает не только с учителями, студентами и школьниками, но также с организаторами досуга, журналистами, библиотекарями. В среднем за один год CLEMI организует специальные курсы для 15 тыс. учителей [4, р. 16]. Примерная тематика курсов: «Медиа на уроке», «Как изображение используется в медиа?», «Телевизионная информация и Европа», «Репортажи, документация, педагогическое использование», «Учиться с новостями», «Чтение — в библиотеке и на уроке» и др. Педагоги вместе с обучающимися посещают редакции газет, радио/телеканалов. После чего им предоставляется возможность самим сделать небольшой выпуск новостей.
Главной для себя CLEMI считает «работу с информацией, так как медиаобразование есть прежде всего гражданское воспитание (...] медиаобразование должно позволить молодежи и сейчас, и в будущем быть активными и ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет не только страна, но и остальной мир, как взаимосвязаны между собой все люди. Вот откуда такая тесная связь между медиаобразо-ванием и гражданским воспитанием» [2 р. 30]. Ж. Гонне (Gonnet J.] убежден, то «медиаобразование — это обучение демократии; диктаторские режимы, к примеру, не допускают анализа прессы в школьных классах» [5, р.136].
В этом проявляются существенные особенности медиаобразовательной концепции CLEMI. В России, например, в течение многих десятилетий культивировался иной подход (О.А. Баранов, ОН. Пензин, Ю.Н. Усов и др.] — эстетически ориентированный, призванный в первую очередь развивать художественное восприятие и вкус учащихся.
Исполнительный директор CLEMI Э. Бевор (Е. Bevort] уверена, что медиаобразование необходимо прежде всего молодежи, потому что их социализация в большей степени происходит через средства массовой информации — медиаобразование «позволяет объяснять учащимся, что такое средства коммуникации, как они функционируют, как создаются сообщения, как эти сообщения распространяются, представляя собой совершенно особый тип реконструкции действительности» [3, р. 33]. Медиаобразование, по мнению Жака Гонне, выполняет важную функцию «становления личности» [5], способствует воспитанию ответственности за порученное дело, экспериментальному поиску, свободному самовыражению, раскрывает творческие способности, инициативу, критическое мышление [5, р.141 — 142]. Он убежден, что в процессе занятий медиаобразовательного цикла нужно одновременно развивать толерантность, способность услышать другого человека, поощряя при этом «активность учащегося не только в плане анализа «чужих» медиатекстов, но также в создании собственных» [5, р.136].
Коллектив CLEMI считает, что медиаобразование может интегрироваться с любыми традиционными учебными дисциплинами [4, р.38— 110]. В 1994-1996 гг. сотрудники CLEMI провели исследование качественного влияния медиаобразования на школьников. В программе участвовали 55 учителей и сотни учащихся из нескольких коллежей и лицеев. В частности, школьники выполняли цикл практических заданий, связанных с созданием газет, радио/телепередач (редактирование и сравнение текстов, создание программ новостей и т. д.]. Были разработаны специальные анкеты, проводились педагогические наблюдения (по отношению как к учащимся, так и к их педагогам]. Результаты исследования в классах, охваченных медиаобразованием, сравнивались с результатами исследования «немедиаобразованной» аудитории. В итоге было доказано, что медиаобразование улучшает медиакомпетентность учащихся, их умение работать в коллективе, мотивацию к обучению, способность создавать собственные медиатексты и т. д. С другой стороны, оказалось, что интегрированное медиаобразование благотворно сказалось и на профессиональных успехах педагогов — на их умении вести занятия в форме диалога, с использованием современных технологий. В 1999 г. результаты данного исследования были обобщены и опубликованы в монографии [3], имевшей широкий резонанс среди медиапедагогов Европы.
С 1995 года уже на международном уровне, сотрудники CLEMI развернули программу FAX.
В ее рамках учащиеся выпускали школьные газеты, которые затем пересылались по факсу в разные страны. Сейчас эта программа выходит на уровень Интернета. Что не удивительно — в последние годы CLEMI все большее внимание уделяет медиаобразовательным возможностям мировой компьютерной сети [2]. В частности, в начале XXI в. была разработана программа «Эдюканет» (Educanet), призванная развивать критическое, самостоятельное мышление по отношению к Интернет-информации, ответственность учащихся при работе во «всемирной паутине». Эта программа, рассчитанная на французских и бельгийских учащихся, получила поддержку Европейского Союза. Ее созданию предшествовали исследования, в ходе которых были протестированы и опрошены 1500 школьников в возрасте от 8 до 18 лет и 60 взрослых — педагогов и родителей. Все они стали участниками цикла творческих заданий, связанных с работой в Интернете, коллективных обсуждений интернет-текстов [2, 2001 ].
Как отмечалось выше, медиаобразование во Франции в основном интегрировано в обязательные школьные дисциплины (французский язык, история, география, иностранные языки, общественные науки и т. д.), хотя медиакультура изучается и в качестве курса по выбору. Отдельные предметы по киноискусству, телевидению, журналистике и медиакультуре в целом читаются и в многочисленных специализированных лицеях и в университетах. В высших учебных заведениях Парижа, Лилля, Страсбурга и других городов преподаются специальные медиакурсы для будущих учителей (как правило, речь идет о курсах до 40 академических часов в год]. Вместе с тем, как верно отмечает Ж. Тонне, «разработка единого подхода к медиаобразованию — не более чем иллюзия» [5, р. 9]. Различные педагогические объединения и ассоциации по-разному обосновывают свои образовательные технологии в данной области. Поэтому общая направленность медиаобразования на демократические и культурные ценности постоянно обогащается различными педагогическими концепциями [5, р. 8].
Национальный центр педагогической документации (CNDP) разрабатывает учебные пособия для медиаобразования разных уровней. Примерно в том же направлении (разработка и распространение буклетов, учебных видеокассет, CD-ROM и т. д.) действует и Аудиовизуальная педагогическая ассоциация — АРТЕ (Audiovisuel pour tous dans I'education actives], которая также организует семинары для подготовки медиапедагогов и реализацию различных проектов в школах. Практически все французские организации и ассоциации, ориентированные на медиаобразование, имеют сегодня свои веб-сайты, содержащие научно-методические материалы, позволяющие осуществлять медиаобразование дистанционно (например, сайт CLEMI — www.clemi.org].
В феврале 1 995 г. число французских научно-педагогических организаций в области медиа было дополнено Исследовательской группой «Дети и медиа» (GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias]. Эта парижская организация работает над проектами по тематике взаимоотношений детей, молодежи и медиа, проводит семинары и конференции (например, в сотрудничестве с ЮНЕСКО в 1997 г. состоялся один из крупнейших мировых научных форумов в области медиа и медиаобразования «Медиа и молодежь»).
Для учителей и родителей, заинтересованных в медиаобразовании подрастающего поколения, существует еще одна организация — RE-M («Reseau Education — Medias»: «Сеть Образование — Медиа»). Она имеет сайт в Интернете, где в основном речь идет о влиянии медиа на жизнь детей и молодежи. Таким образом, RE-M представляет собой синтез информационного центра и «банка» идей в области медиаобразования. Курсы медиаобразования (от 4 до 20 часов) имеются также в Университетских институтах образования учителей (IUFM — Institute Universitaire pour la Formation des Maitres).
С 1992 г. выход в Интернет стал возможен через сервер «Ренатер» (RENATER — Reseau National de Telecommunication pour la Technologie et la Recherche). Им сначала пользовались только университеты, но с 1996 г. он стал узловым пунктом неограниченного интернет-доступа.
Надо также учитывать, что по некоторым французским телеканалам и в прессе осуществлялась пропаганда, направленная против Интернета: в тенденциозно написанных текстах говорилось только о негативных сторонах (насилие, детская порнография и др.) и о том, что для пользования веб-сайтами необходимо обязательное знание английского языка. Отмечалось, что, как и в России, пожилые учителя не желают заниматься новыми медиа (по данным CLEMI, только 20% французских учителей уделяют должное внимание современным видам медиа). Правда, в конце 1990-х гг. во Франции стала осуществляться новая программа информатизации школ (согласно ей, у каждого класса, например, должен быть свой собственный адрес электронной почты и доступ в Интернет). Финансовое обеспечение этого проекта взяли на себя региональные власти и Министерство образования.
Новые коммуникационные возможности способствуют тому, что учебные заведения в небольших населенных пунктах могут связываться между собой и обмениваться информацией и материалами исследований, использовать компьютеры на уроках по гуманитарным и точным наукам. У учителей есть возможность обратиться в банк данных CNDP (Centre National de Recherche Pedagogique) и оттуда «скачать» те или иные учебные материалы.
Важнейшим ключевым понятием медиаобразования во Франции является словосочетание I'education critique aux medias (le jugement critique). Здесь можно провести прямую параллель с концепцией формирования критического мышления по отношению к медиатекстам, выдвинутой британцем Л. Мастерманом (L. Masterman). Имеется в виду, что учащиеся должны не только уметь критически воспринимать и оценивать произведения медиакультуры, но и осознать, какую роль она играет в окружающей действительности (медиа как средство самовыражения человека, как средство его культурного развития и пр.), как медиа влияет на аудиторию и т. д.
Таким образом, ведущей особенностью медиаобразования во Франции является ставка на воспитание сознательного и ответственного гражданина демократического общества.