Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

«Похищение «Савойи»: Путешествие будет опасным

«Похищение «Савойи»: Путешествие будет опасным
Кто из мальчишек не мечтает о путешествиях, о приключениях, и не где-нибудь дома, на даче, а во всамделишных джунглях и саваннах, прериях и пустынях, где на каждом шагу — опасность и тайна, за каждым кустом — разбойники и пираты? Да разве только мальчишки — сегодня и девчонки пошли такие, что любого за пояс заткнут, как же и им не мечтать... На этой мечте «стоит» вся классическая приключенческая литература, с ней продолжают жить Жюль Верн и Майн-Рид, Фенимор Купер и Александр Грин, Райдер Хаггард и Луи Буссенар. На этой мечте «стоит» юношеский кинематограф, со всей щедростью киноискусства предоставляющий возможность юному (да и не только юному, что греха таить) зрителю хлебнуть ветра странствий, испытать вместе с героями фильмов свою смелость, мужество, отвагу, ловкость и ум.
В самом деле, представить себе только — из привычной, спокойной Москвы или Варшавы отправиться бог весть куда — в Рио-де-Жанейро, завернув по дороге в Париж... Да это ведь само по себе событие, а если учесть к тому же, что путешествие будет опасным, и не просто опасным, а смертельно, что в нем перемешаются прошлое с настоящим, торговля наркотиками с неонацистами и старыми эсесовцами, скрывающимися в дебрях Америки, где существует целый поселок, словно полностью перенесенный сюда из третьего рейха, с гестаповской формой и улицей Адольфа Гитлера, с рабовладением в его самой примитивной, бесчеловечной форме...
Уж кажется, более чем достаточно для юного варшавянина и не менее юной москвички, ан нет - героям придется пережить и похищение самолета, то самое современное пиратство, которое не снилось ни Майн-Риду, ни Жюль Верну, ни Александру Грину, и вынужденную посадку вдали от населенных мест, и изматывающие, поминутно грозящие гибелью, блуждания по джунглям и болотам, и перестрелки, и прочие неожиданности, таящиеся за каждым поворотом тропы, и погони, погони, погони...
Наверное, таким образом можно пересказать любой приключенческий сюжет, вернее сказать — его внешнюю, чисто событийную динамику, и, надо сказать, авторы «Похищения «Савойи» «закрутили» сюжет отменно профессионально и лихо, как говорится, на уровне лучших образцов жанра. Однако дело, разумеется, не только в фабульных перипетиях, хотя без них не было бы приключенческой картины. Дело все-таки в содержании, в цели, ради которой фильм снят, в том, что хотят авторы рассказать своему зрителю, ради чего, наконец, забрасывают они своих героев так далеко от родных мест, подвергают таким безжалостных испытаниям на стойкость, на прочность, на износ.
Так важно поэтому, что авторы «Похищения» не ограничиваются лихим приключенчеством — забрасывая своих героев в джунгли центральной Бразилии, они одновременно погружают их в не менее непроходимые джунгли международной политики. Ибо бывшие нацистские преступники, обосновавшиеся здесь, не просто прячутся от преследования, не просто коротают свои стариковские дни вдали от судов и прокуратуры. Напротив, они живут тут в состоянии постоянной боевой готовности, они готовы выйти на поверхность, как только позовут обстоятельства — то ли в далекой Европе, то ли в более близкой Америке. Вот почему чисто уголовная история, с которой начинается фильм — гибель нескольких торговцев наркотиками, — вдруг перерастает в историю политическую, ибо демонический Генрих Шарф, он же штурмбанфюрер СС Эрвин Хастке, выращивает на своих делянках не просто марихуану, он выращивает мощнейшее орудие обогащения, орудие в будущей борьбе против человечества. Вот почему польский мальчик Янек Боровский и русская девочка Таня Соколова, а с ними французский коммерсант Жан Шалло и многие другие пассажиры «Савойи», ни сном, ни духом не ведающие об опасностях, которые ждут их в этом маленьком самолетике местной авиакомпании, совершают свой необычный полет не только в пространстве, но и во времени, в эпоху тридцатых-сороковых годов, в мрачное время фашизма, оказываясь в эпицентре политической борьбы наших дней — против фашизма, против насилия и зла, террора и угнетения.
И в этом актуальность картины, созданной советскими, польскими и болгарскими кинематографистами.

Кинокритик Мирон Черненко
«Спутник кинозрителя», октябрь 1979 года
Просмотров: 1348
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: