Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Зинаида Кириенко

Зинаида Кириенко
Трудно назвать актрису, героини которой столько бы страдали на экране, сколько пришлось страдать героиням Зинаиды Кириенко. Может быть, именно поэтому даже в минуты радости скорбная складка перерезает красивый лоб актрисы, словно вспугнутые птицы, взлетают и опускаются руки, даже в веселье грустны глаза. Впрочем, она может быть в роли смешной и веселой — до сих пор сокурсники вспоминают ее Агафью Тихоновну в «Женитьбе». А скоро озорно запляшет канкан Настя в спектакле «Бабий бунт» по мотивам рассказов Михаила Шолохова, поставленном в Театре-студии киноактера, где Зинаида Кириенко работает уже почти два десятилетия. И все же кинозрителям чаще всего приходится изведывать вместе с актрисой всю глубину женского горя, все нюансы самоотверженной и несчастной женской любви. Трагедийную, глубоко драматическую сущность дарования Кириенко когда-то открыл Сергеи Герасимов в «Тихом Доне».
Именно благодаря режиссерскому чутью Герасимова Кириенко нашла и свою тему в искусстве — тему русской женщины-матери.

Она мечтала стать актрисой всегда. С детства. Еще в Махачкале. Потом в станице Апполонской. Пела «Санта-Лючию». На школьной сцене играла Параську в «Сорочинской ярмарке». Потом — Москва. Гудящие, словно улей, коридоры ВГИКа, заполненные сотнями абитуриентов. И все где-то пели, что-то играли. Их — шестьсот, а нужно семнадцать. В чем-то Зинаиде Кириенко, наверное, повезло. Скорее всего в том, что курс набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова, в том, что они разглядели в растерянной, тоненькой деревенской девочке будущую Наталью. Через несколько лет Сергеи Аполлинариевич скажет о ней: «Она очаровательно естественна, простодушна и сурова как сама жизнь». Но это будет уже после Натальи. После Натальи журнал «Советский экран» писал: «Роль Натальи в «Тихом Доне» не просто одна из первых в ее актерской биографии. Это, если хотите, роль-судьба, то, что навсегда определило устремленность таланта, тот «путь к себе», необыкновенно важный для художника, который одновременно становится и дорогой к людям». Ролью Натальи, хотя после выхода на экран фильма «Тихий Дон» прошло 24 года, до сих пор поверяются все последующие работы Зинаиды Кириенко. И Катерина из «Поэмы о море», и Ирина из «Судьбы человека», и Мария из «Повести пламенных лет», и Марьяна из «Казаков», и Ефросинья Дерюгина из дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба», за исполнение роли которой актриса была удостоена Государственной премии СССР.
Евгений Матвеев явился вторым «крестным отцом» Зинаиды Кириенко в кинематографе. После встреч с замечательными режиссерами — Сергеем Герасимовым, Александром Довженко, Сергеем Бондарчуком, после первых блистательных успехов, после фильмов, принесших ей огромную популярность и любовь зрителей, Кириенко почти целых десять лет практически не снималась (во всяком случае, не сыграла ни одной значительной роли). И именно Ефросинья Дерюгина заставила вспомнить все предыдущие работы актрисы. На первый взгляд судьбы Натальи и Ефросиньи очень похожи — и та, и другая лишены женского счастья. Но если Наталья, вся уйдя в ощущение своего личного горя, не смогла жить без любимого, то Ефросинья не только выстояла, но вызвала к жизни нерастраченный запас душевных сил, совершила истинный подвиг — подвиг Матери на войне.

Роль Александры Федоровны Перегонец в фильме Георгия Натансона «Они были актерами» — пока последняя и поэтому самая любимая. Ей отдано три года жизни — два года шла работа над спектаклем (он называется «Много лет спустя») в Театре-студии и год — съемки. Роль Перегонец для Кириенко — не просто «следующая за...» «Я влюблена в свою героиню,— признавалась актриса.— Мое преклонение перед подвигом русской женщины нашло в этом образе благодарнейший материал». «Без Кириенко не было бы спектакля, не было бы и фильма»,— говорит Георгий Натансон. Сыграть эту роль было не только творческой задачей, но и гражданским долгом — долгом памяти перед подвигом актрисы Александры Перегонец и ее товарищей по Симферопольскому драматическому театру, членов подпольной группы, которые боролись против фашистов до последней капли крови. Пожалуй, впервые Кириенко создает в этой картине образ настоящей русской интеллигентки, и это удалось ей ничуть не хуже, чем привычные нам образы «простых» ее героинь. Много лет Зинаида Кириенко мечтает о роли своей современницы, причем, такой роли, которая была бы близка по глубине человеческого характера, по силе художественного воздействия лучшим ее героиням. Пока такой роли кинематограф ей не предлагает, но актриса не торопится — зрелость требует особой требовательности к себе и к тому, что приходится играть.

Она много работает в театре, ездит с концертами, встречается со зрителями, поет с эстрады, воспитывает двух сыновей —то есть живет той насыщенной жизнью, без которой немыслима личность настоящего художника.

«Спутник кинозрителя», декабрь 1981 года
Просмотров: 726
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: