29 августа 1949 года в Казахстане на ядерном полигоне под Семипалатинском был произведен взрыв первой в СССР атомной бомбы. Этой трагической странице отечественной истории и посвящен новый фильм Рустема Абдрашева «Подарок Сталину».
Разумеется, на первый план выходят не градоначальники и Вождь, а обычные люди, ставшие невинными жертвами в этом жутком жертвоприношении (именно это слово употребляет главный герой Александр, от чьего лица ведется рассказ).
Итак, перед нами трагедия с человеческим лицом, а точнее, могильными холмиками возле железнодорожных путей… Нужно ли после этого вступления говорить какие-то пространные вещи о роли государства в жизни каждого или просто помолчать об искалеченных судьбах миллионов людей и вообще ничего больше не писать? Я так не думаю.
Скорее всего, следует все-таки разобраться, настолько ли хорош фильм для того, чтобы он открывал международный фестиваль? Есть ли в нем рациональный расчет или это талантливое кино? В чем суть всей истории, показанной за полтора часа?
Безусловно, кино получилось хорошее, пусть и во многом предсказуемое. Сюжет у него настолько обычен для современного кинематографа, что даже и пересказывать не стоит. Достаточно лишь упомянуть, что в фильме вновь увиден мир взрослых глазами ребенка, и все сразу встанет на свои места. И гипертрофированные персонажи, и наивность, и искренность, и честность – все это присуще картинам, где главному персонажу от силы лет десять.
Стоит ли теперь говорить о том, что живее всего получились лишь двое – старик и мальчик (Опыт и Невинность). Остальные – лишь тени в скорбной степи, несмотря на то, что и они выражали эмоции, за что-то боролись и с чем-то мирились. Баширова в образе наглого энкэвэдэшника мы уже представляли себе. Редникова как типичная русская женщина засветилась в «Воре» (надеюсь, мальчика не постигнет судьба влюбленного в нее Миши Филипчука…). Бахтияр Кожа легко узнаваем в роли милиционера. И среди этих схем такие родные и незабываемые путевой обходчик Касым (Нуржуман Ихтымбаев) и мальчик-еврей Сашка (Дален Шантемиров). По сути, они-то и вытянули фильм из длинной череды однотипных киноповестей о сталинской эпохе…
Помимо главных героев здесь можно отметить и третье лицо – бескрайнюю казахскую степь. Она дышит и переживает вместе с ними, а порой и помогает разрешить некоторые проблемы. И, конечно же, трогательная народная музыка этих мест вносит в повествование легкую печаль и ностальгию по прошлому, которое отняли у целого народа.
Что же касается самого взрыва, то зритель его увидит фрагментарно, но эффектно. Взрывная волна сносит все живое, что еще пытается дышать после травли, и радиоактивная пыль застилает все вокруг. Лишь белый козленок, подаренный на день рождения вождю, возможно, напомнит о том, что здесь были живые люди. А теперь их нет. Как и многих, кто жил в те тяжелые времена…
Картина «Подарок Сталину» вошла в программу фестиваля «Сталкер-2008», как фильм закрытия.
Макс Милиан