Адриано Челентано, как обычно, дает концерты и записывает диски. Его низкий, чуть хрипловатый голос, как всегда, звучит по радио и телеканалам не только Италии, но и многих других стран мира. Несмотря на все свои любовные приключения, он по-прежнему женат на актрисе и певице Клаудии Мори. У него есть шикарная вилла с бассейном, футбольным полем, теннисным кортом и манежем. А в его собственную студию звукозаписи частенько наведываются дети (у Челентано их трое: начинающей киноактрисе Розалинде - 29, Джакомо - 30, а Розите - 31), чтобы послушать очередной отцовский «хит». Он ревностный католик. «Идея, в которую я давно верю, - часто подчеркивает Адриано в интервью, - это христианство». Он отважно выступает в защиту животных, экологии, не жалует аборты, профессиональных политиков и представителей сексуальных меньшинств Словом, Челентано - многолик.
Но все-таки главным делом его жизни, наряду с музыкой, остается кинематограф. И здесь он часто отказывается использовать свой певческий дар. Казалось бы, чего проще - подобно десяткам популярных певцов с успехом сниматься в музыкальных фильмах, тиражируя наиболее известные песни своего репертуара. Адриано Челентано такой путь кажется слишком легким. В большинстве фильмов он совсем (или почти) не поет, справедливо полагая, что его актерских способностей вполне достаточно, чтобы сыграть любую роль - комедийную, фарсовую, драматическую.
Он родился в 1938 году в Милане. Еще мальчишкой, бренча на гитаре, пытался подражать Элвису Пресли. Потом пел в варьете, в 21 год впервые появился в кино. Его пригласил сам маэстро Феллини: в «Сладкой жизни» Челентано сыграл небольшую роль эстрадного певца. А еще через шесть лет и Адриано дебютировал в режиссуре пародией на гангстерские ленты - «Суперограбление в Милане». Фильм получился неровным, с ощутимыми длиннотами, «провисаниями», отнюдь не шедшими на пользу комедии. Но уже в этой незатейливой ленте можно было увидеть неординарность и талантливость его творческой манеры...
Актерское дарование Челентано раскрылось в фильме мэтра «комедии по-итальянски» Пьетро Джерми «Серафино», получившем Золотой приз московского фестиваля. Через несколько лет российские зрители встретились с ним в комедии Серджо Корбуччи «Блеф». Это был уже иной период в актерском творчестве А.Челентано. От характера своего рода итальянского Иванушки-дурачка, простого деревенского парня Серафино, оказавшегося в итоге лучше и добрее многих «умников», А.Челентано пришел к грубоватой маске, где под флегматичной невозмутимостью профессионального вора таились незаурядная смекалка, быстрота реакции и едкая ирония.
В 70-х-80-х годах Адриано Челентано с удовольствием принимает приглашения самых кассовых комедиографов Италии, бывших сценаристов (кстати, работавших с Эльдаром Рязановым над «Итальянцами в России») Кастеллано и Пиполо. Вместе они выпустили около десятка комедий, начало которым было положено картиной «Мой Адольф, названный фюрером».
«Киноперу» Кателлано и Пиполо принадлежит, в частности, популярная комедия «Укрощение строптивого», ставшая наиболее прибыльной лентой 1980 года. Режиссеры дали здесь собственную (весьма далекую от шекспировского оригинала) трактовку бродячего сюжета. Адриано Челентано представал в испытанном облике флегматично-грубоватого мужлана, хозяина процветающей фермы, закоренелого сорокалетнего холостяка. Его-то, хотя и не сразу и укрощает кокетливая гостья (Орнелла Мути)...
Не стоит искать в этой простенькой фабуле каких-либо социальных, сатирических мотивов, коих было немало в классической «комедии по-итальянски» времен Пьетро Джерми. Кастеллано и Пиполо предлагают веселое зрелище, в меру грубоватое, в меру эксцентричное, с участием отлично чувствующих комедийную стихию звезд. Челентано демонстрирует здесь свою неподражаемую мимику и кошачью пластику движений. Ему привольно и легко в условно-трюковом мире, где мирно соседствуют соленое словцо и парадоксальная, вывернутая наизнанку житейская ситуация.
...Измученные долгой дорогой, главные герои бредут по ночному пустынному шоссе. Водители редких автомобилей не обращают никакого внимания на их отчаянные знаки. «Они не останавливаются, потому что я не одна», - говорит героиня и просит мрачного фермера спрятаться за кустами. Обворожительно улыбаясь и даже завлекательно обнажив колено, молодая женщина грациозно машет проезжающему «Фиату». Тот мгновенно останавливается. Водитель выскакивает из машины и.... не обращая никакого внимания на молодую красавицу, устремляется к невозмутимому фермеру, - дескать, чего же вы спрятались, синьор, давайте подвезу...
На подобном лукавом использовании штампов зрительского мышления построены комедийные ситуации и другой картины Кастеллано и Пиполо - «Гранд отель «Эксельсиор». Челентано вновь в маске ироничного и вульгарного грубияна, на сей раз хозяина роскошного курортного отеля.
...Одной из постоялиц (Элеонора Джорджи) плохо - из-за любви к хозяину гостиницы она отравилась снотворным. «Крепкого кофе, и скорее!» - приказывает тот служителю. А затем... выпивает кофе сам, хладнокровно взирая, как несчастная приходит в чувство самостоятельно.
Вариацию той же комедийной маски А.Челентано играл еще в нескольких картинах тех же удачливых и веселых режиссеров («Бархатные руки», «Безумно влюбленный», «Туз» и др.).
В «Бархатных руках» он - глава крупной фирмы, не устоявший перед чарами красавицы-воровки (Э.Джорджи). Вся комическая интрига фильма строилась на том, что миллионер-бизнесмен вынужден из-за столь роковой любви выдавать себя за... грабителя.
В «Безумно влюбленном» довольно успешно обыгрывались знаменитые «Римские каникулы»(1953) Уильяма Уайлера. Вместо Одри Хепберн снималась не менее прекрасная Орнелла Мути. А вместо красавца Грегори Пека - отнюдь не отличающийся изяществом облика Адриано Челентано. Здесь он был бесшабашным водителем автобуса, влюбившимся в дочь миллионера. Грубоватым, неотесанным, но чертовски обаятельным парнем...
И все же нельзя повторяться слишком часто. То, что еще вчера казалось необычным и оригинальным, сегодня может выглядеть навязчивым. Видимо, помня об этом, Кастеллано и Пиполо придумали в «Тузе»(еще до американского «Привидения») нетривиальный сценарный ход. Героя А.Челентано, карточного шулера, уже в самом начале картины убивают. И в дальнейшем на экране действует уже его призрак, который видим лишь его молоденькой вдовушке; с обычной для своего имиджа дразнящей сексапильностью ее сыграла итальянская звезда венгерского происхождения Эдвиж Фенеш.
В комедии Паскуале Феста Кампаниле «Бинго-Бонго» Адриано Челентано сыграл современного Тарзана - найденного в джунглях одичавшего человека. Авторы в красочной, яркой, с избытком наполненной трюками комедии выступили в защиту природы, гуманных отношений между людьми. Челентано обнаружил тут поистине феноменальные пластические и чисто акробатические способности, при этом сумев тонко показать в своем необычном герое зарождение человеческого...
Продолжились и режиссерские опыты А.Челентано. В 70-х годах он поставил фильмы «Юппи-ду» и «Безумец Джеппо». В 80-х - музыкальную притчу на религиозную тему «Джоан Он».
«То, единственное , к чему надо стремиться в жизни, - это любовь», - не устает говорить Адриано. И фильм «Джоан Он» стал его страстным призывом к вечным моральным ценностям. А.Челентано сыграл в этой картине нового Христа, который пришел на Землю, чтобы нести человечеству любовь... Фильм не принес успеха: несмотря на отдельные интересно решенные музыкально-хореографические сцены, сказались жанровая аморфность, некоторая тяжеловесность действия. Зрители, настроившиеся в начале картины на забавную комедию, оказывались разочарованными. Поклонники же философской притчи посчитали фильм слишком легковесным...
После неудачи с «Джоан Он» и комедии «Ворчун» Челентано на время ушел из кино. Не просто складывалась и его личная жизнь, ибо даже статуя Клаудии Мори, поставленная Адриано перед фасадом его виллы, не помешала ему не на шутку увлечься своей партнершей Орнеллой Мути. К тому же во время одной из предвыборных комапаний он неудачно выступил по телевидению, за что попал под суд, приговоривший его к крупному штрафу...
Лишь в 1992 году Челентано пришел на съемочную площадку. Его очередной фильм назывался «Джек-пот». Но, увы, немалые надежды на возвращение былых зрительских симпатий не сбылись. Прокатные сборы «Джек-пота», мягко говоря, оказались весьма скромными... Но и здесь Челентано не изменило чувство юмора: «Я все равно рекордсмен - даже со знаком «минус»...
Как обычно в таких случаях Адриано с удвоенной силой отдался музыке. В 1994 году он записал новый альбом, мелодии из которого тут же зазвучали в эфире. Но... воистину 90-е годы не назовешь для Челентано счастливыми: итальянский суд придрался к неверному оформлению авторских прав на одну из песен диска и постарался изъять его из продажи...
Пришла беда - отворяй ворота - в конце того же года разразился новый скандал, связанный с именем певца и актера. На сей раз пострадали поклонники его таланта, имевшие неосторожность заранее купить билеты на один из его концертов. Челентано на концерт не приехал, но деньги публике не возвратили...
В былые времена на стадионные концерты Челентано собиралось до 70000 его «фэнов». Теперь не то: на недавнем туре знаменитый певец в лучшем случае набирал половину былой аудитории. Да еще влез в долги (составившие, говорят свыше 3 миллионов долларов): прогорел с открытием ресторана и со строительством собственной телестанции
Чтобы хоть как-то поправить свое финансовое положение, Адриано принял предложение итальянской государственной железнодорожной компании и снялся в рекламном клипе. Об иных киноработах Челентано в последние время что-то ничего не слышно...
Каким будет завтрашний день певца и актера? Сможет ли Челентано «который не поет» вернуть своим экранным героям притягательность, свойственную Челентано поющему?
Александр Федоров
(1995 г.)