В кинематографе пародия — довольно распространенный жанр. Однако режиссеров, посветивших пародии все свое творчество, можно буквально пересчитать по пальцам. Всю жизнь иронизировать над чужими фильмами? Нет уж. Увольте — «уважающие себя творцы» тратят свой талант если не в авторское, то на зрелищно-жанровое искусство. Между тем, история американского кино доказывает, что и пародия может стать подлинно авторской.
Родившийся в польско-еврейской семье в 1926 году Мел Брукс ( настоящее имя — Н.Камчинский) уже с детских лет чувствовал себя своим человеком в театрах и кабаре, потом пробовал силы на телевидении В 1968 году этот богатый опыт очень пригодился ему в режиссерском кинодебюте — «Продюсерах», где он блестяще спародировал нравы шоу-бизнеса. Правда, постановке этой музыкальной комедии, принесшей М.Бруксу «Оскар» за сценарий, предшествовала кропотливая сценарная работа в кино…
Лишь однажды Мел Брукс отступил от пародийного кредо. Почти одновременно с Леонидом Гайдаем он выпустил на экран свою версию романа Ильфа и Петрова «12 стульев». В этой комедии Мел Брукс выбрал для себя роль дворника Тихона и сыграл ее, на мой взгляд, не хуже, чем Юрий Никулин у Гайдая. Но, увы, главные герои экранизации — Остап Бендер (Френк Лэнгела) и Воробьянинов (Рон Моуди) были сыграны на порядок бледнее. Рон Моуди был прекрасен в мюзикле К.Рида «Оливер», а Френк Лэнгела — в «Дракуле» Дж.Бэдэма. В «12 стульях» и режиссера, и актеров подвело незнание русской специфики, что, бесспорно, отразилось и на художественном уровне фильма. В целом картина была решена в духе незамысловатого лубка, выполненного без особого комедийного блеска.
Зато вернувшись к пародии в «Сверкающих седлах», Мел Брукс, на мой взгляд, взял убедительный реванш. Знатоки вестернов, вероятно, могут поэпизодно расшифровать все иронические ссылки и намеки на известные фильмы о Диком Западе («Дидижанс» Дж.Форда. «Ровно в полдень» Ф.Циннемана, «Великолепная семерка» Дж.Старджеса и др. Снимавшийся еще в «Продюсерах» актер (а теперь уже и режиссер) Джин Уайлдер сыграл в «Сверкающих седлах» одну их самых заметных своих ролей.
Поставив перед собой задачу спародировать все зрелищные жанры, Мел Брукс через год снял смешную пародию на фильмы ужасов «Молодой Франкенштейн», затем — «Немое кино», в котором переплетались сюжеты и стилистика прославленной «комической» темы первых двух десятилетий XX века. Многих суперзвезд американского кино Мелу Бруксу удалось увлечь идеей создания в 70-е годы по-настоящему немой ленты (он использовал поясняющие титры). Сами себя сыграли Лайза Миннелли и Берт Рейнолдс, Лжеймс Каан и Пол Ньюмен, Энн Бэнкрофт и Марсель Марсо... В отличие, скажем, от «Сверкающих седел» фильм «Немое кино» вышел не таким цельным и ритмически выверенным, однако любители комедий Мак-Сеннета, вероятно, получили во время сеанса немало приятных ощущений.
Следующая работа мастера — пародия на триллеры великого Хичкока — лента с красноречивым названием «Страх высоты». Возможно, это лучшая работа М.Брукса, в которой его мастерство достигло совершенства. Умело вплетены в фабулу картины, рассказывающей о злоключениях нового врача психбольницы, пародийно переосмысленные эпизоды из «Завороженного» (1946), «Головокружения» (1958), «Психо» (1969), «Птиц» (1963) и других нашумевших творений Альфреда Хичкока. Мел Брукс добавляет в этот «коктейль» намеки на «Blow Up» Микеланджело Антониони, «Дуэль» (1971) Стивена Спилберга и «Ночного портье» (1974) Лилианы Камни... Извлекая из роли главврача, больше всего боящегося высоты, массу гэгов и стилизованных «цитат», Мел Брукс, бесспорно, достиг и актерского успеха, который, к слову, сопутствует ему почти всегда.
Костюмно-исторические суперколоссы тип» «Бен Гура» (1959) У.Уайлера, «Клеопатры» (1963—1968) Дж. Манкиевича, «Анжелики» (1963) Б.Бордери или «Калигулы» (1977) Т.Брасса стали мишенью для пародийных стрел в фильме Мела Брукса с «глобальным» названием «Всемирная история. Часть I», начинавшегося с насмешливо переосмысленного вступления из «Космической одиссеи: 2001» (1968) С.Кубрика...
Огорчу видеоманов, настойчиво ищущих «вторую часть» этой картины М.Брукса. Он и не думал ее снимать: в самом названии был заложен «подкол», органично вписывающийся в ерническую стилистику «короля пародии». Мел Брукс сыграл во «Всемирной истории» в паре с известным актером и чечеточником Грегори Хайнсоч («Клуб Коттон» Ф.Копполы и «Белые ночи» Т.Хэкфорда). Их дуэт порой весьма забавен, хотя временами можно ощутить и срыв вкуса.
К несчастью, в пародии на «Звездные войны» — названной «Космические яйца» — вкусовых просчетов и плоских шуток еще больше. Не ограничиваясь обыгрыванием эпизодов сериала Джорджа Лукаса, Мел Брукс в этом фильме использовал ключевые ситуации из других фантастических боевиков — от «Фантастического путешествия» (1966) Р.Флейшор и «Планеты обезьян» (1968) Ф.Шефнера до «Чужого» Р.Скотта и «Сканнеров» (1979) Д.Кроненберга, а также приключенческого сериала С.Спилберга об археологе Индиане Джонсе и «Рэмбо» (1982) Т.Котчеффа. Иногда «Космические яйца» кажутся забавными, чаще — не очень...
Впрочем, ничего удивительного: весь путь Мела Брукса год за годом убеждает в том, что пародия — жанр труднейший, основанный на филигранной эквилибристике между иронией и стилизацией. Шаг влево — провалишься в нудную вторичность, шаг вправо — соскользнешь в пошлость...
Держите баланс, мистер Брукс!
Александр Федоров
Впервые публиковано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва). 1992. № 13. С.35-37.