Американского режиссера Джо Данте называют одним из учеников Стивена Спилберга. Ученик он, и правда, способный. Дебютировав в игровом кино незамысловатым фильмом ужасов «Пиранья», в котором поведал жутковатую историю о чудовищных рыбах- людоедах, он, по-видимому, ориентировался на знаменитые «Челюсти».
Несколько отклонившись от добродушного спилберговского курса в довольно страшном фильме о волках-оборотнях «Вой» (получившем впоследствии несколько продолжений), Джо Данте вскоре вернулся под крыло учителя в рождественской сказке «Гремлины».
...В предновогодние дни дети получают от отца прекрасный подарок — забавного звереныша, чем-то похожего на Чебурашку. Как и положено в настоящей сказке, они должны строго соблюдать три условия (не подставлять своего мохнатого любимца под яркий свет, не поливать его водой, не кормить после полуночи), которые — о, ужас! — нарушаются, что вызывает цепную реакцию размножения зверьков, имеющих совсем другой характер и обличье. Это злые гномы — гремлины. Собравшись вместе, они терроризируют население уютного американского городка...
Как видно даже из краткого пересказа, в «Гремлинах» был заложен материал для весьма впечатляющего фильма ужасов. Но находясь под влиянием спилберговского «Инопланетянина» (1982), Джо Данте сделал эту историю скорее забавной, чем страшной. К слову, еще более веселым и пародийным получился сиквел «Гремлины-2». Действие этой картины разворачивалось в огромном небоскребе, где опять расплодились мерзкие гремлины.
Главная трудность постановки «Гремлинов-2» заключалась именно в количестве монстров. Их не так уж мало появлялось на экране и в первой части. Но теперь потребовались сотни!
Вот тут-то и пригодилась Данте его прежняя профессия мультипликатора (или аниматора, если это слово вам нравится больше), клипмейкера. С помощью особых компьютерных визуальных тестов, множества рисунков, объемных кукол и т.д., режиссер со своей командой настойчиво добивался «индивидуальности» поведения и движений каждого гремлина.
— Мы чувствовали, что фильм надо начинить рекордным числом спецэффектов и веселыми гэгами, что, несомненно, сделало техническую реализацию картины весьма сложной, — сказал Джо Данте после премьеры «Гремлинов-2».
Расчет оказался точным: в хит-парадах картина долгое время занимала верхние ступеньки. Говорят, что Джо Данте с помощью такого рода лент осуществил наконец-то розовую мечту своего детства: создать фантастический «фильм планеты», предназначенный для всех зрительских возрастов. Действительно, это так, поскольку в детстве режиссер (он родился в 1949 г. в штате Нью-Джерси) готов был с утра до ночи смотреть фантастические боевики. Кино для Данте являлось своего рода религией. После нескольких лет киноманских просмотров он уже довольно квалифицированно разбирался в уровне сложности экранных трюков. А в отношении слабых по части спецэффектов картин недовольно ворчал: «Когда-нибудь я покажу вам, как надо снимать фантастику!».
Джо Данте и сегодня не открещивается от своих кинопредшественников. Судя по всему, он вообще любит разного рода римейки, стилизации, пародии и подражания. Напрочь лишенный амбиций первооткрывателя в искусстве, он получает удовольствие от иронической трактовки известных сюжетов, от нагромождения суперэффектов и трюков.
Так фантастический фильм «Внутренний космос» вобрал в себя сюжет известной картины Ричарда Флейшера «Фантастическое путешествие» (1966): уменьшенные до микроскопических размеров люди отправлялись в миниатюрной подводной лодке в плаванье по... кровеносным сосудам человека.
Когда Джо Данте впервые посмотрел фильм Р. Флейшера, ему было 17 лет. В тридцать восемь режиссер решил воскресить любимый сюжет и наполнить его новой энергией. Технически картина Ричарда Флейшера выглядит архаично, зато во «внутреннем космосе» Джо Данте эффектно применяет весь внушительный арсенал компьютерной графики и сложнейших комбинированных съемок.
Стало быть, не ошибся мэтр Роджер Кормэн, под руководством которого Джо Данте в 1976 году начинал свою кинокарьеру в большом кино («Голливудский бульвар», снятый совместно с А.Аркушем): из бывшего аниматора, кинокритика (Данте был редактором основанного им журнала «Филм Бюллетин»), а также режиссера рекламы вышел-таки толк. Принявший у Роджера Кормэна «патронажную» эстафету Стивен Спилберг также остался доволен своим «протеже»: только первая часть «Гремлинов» принесла их создателям 200 миллионов долларов прибыли.
Увы, осталась незамеченной следующая после «Гремлинов» фантастическая лента Данте «Исследователи», в которой он отправил к звездам трех подростков (главные роли сыграли ныне популярные Этан Хоук и Ривер Феникс). На самодельной ракете ребята прилетают на планету, обитатели которой предстают перед землянами в облике известных героев комиксов и кинофильмов.
Творческой неудачей можно назвать комедию Джо Данте «Соседи по пригороду», где герой Тома Хэнкса вместе со своими приятелями пытается разоблачить странную семейку, поселившуюся по соседству. В данном случае режиссера явно подвел слабый сценарий.
После большого успеха второй части «Гремлинов», которая во многом превзошла первый фильм, в первую очередь, в зрелищности и динамике, Джо Данте предпринял попытку испробовать новый для себя жанр психологической драмы. Он готовился к работе над фильмом «Маленький человек Тейт», который впоследствии сняла Джоди Фостер, но за три недели до начала съемок почувствовал, что руководство студии не очень-то верит в него, и решил отказаться от рискованной затеи. «Если бы в сценарии присутствовал паук, то тогда я бы с легкостью взялся за дело», — откровенно признался режиссер.
Вскоре так и случилось. В новой картине Данте «Дневной сеанс» фигурируют совершенно необычные существа, похожие на муравьев-мутантов. Действие этой фантастической ленты разворачивается во Флориде в 1962 году. На дневном сеансе в кинотеатре демонстрируется последний фильм ужасов довольно экстравагантного режиссера (Джон Гудман). Данте своеобразно определил главную идею своего фильма: «Я очень хотел соединить ужас в кино с ужасом в реальной жизни». Удалось ли ему воплотить эту задачу — судить зрителям.
Как и большинство работ Стивена Спилберга, фильмы Джо Данте последних лет рассчитаны на семейный просмотр: к каждому зрительскому возрасту режиссер подбирает свой ключик, будь то головокружительная интрига, сказочные превращения или пародийные цитаты и акценты (ау, постмодернизм!). Сейчас Данте мечтает снять картину по мотивам знаменитых мультфильмов Текса Авери и Чака Джоунса, а также экранизировать «Путешествие Гулливера».
Кино по-прежнему заменяет ему в жизни буквально все. «Вместо того, чтобы делать детей, я делаю кино», — признается ученик чародея
Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва): 1993 год, N 18. С.26-29.