Первый художественный фильм о юности лидера бессмертной «великой четверки», одобренный Фондом Йоко Оно. По одноименной книге сестры Джона Леннона Джулии Байярд.
«Я не был милашкой, я всегда был Ленноном»
Идея проекта о жизни Джона Леннона значилась в планах компании Ecosse Films довольно давно, и в какой-то момент продюсерам удалось разглядеть в многочисленных книгах, статьях и цитатах из самого Джона потенциал для достойного рассказа о Ленноне и «Битлз» - рассказа, непохожего на все, что было снято раньше. Так появилась идея «Стать Джоном Ленноном» и сложились основные сюжетные линии картины. Это история не о днях славы «Битлз» и не о том, что за ними последовало. Это рассказ о ливерпульском детстве Джона и его отношениях с двумя невероятно сильными женщинами, во многом определившими дальнейшую жизнь нашего кумира.
Многие ключевые моменты картины позаимствованы из рассказов Леннона о детстве, о женщинах, его воспитавших, и о начале его музыкальной одиссеи.
Основные сюжетные линии охватывают отношения Леннона с тетей Мими и Джулией, его матерью; в картине рассказывается, как этот талантливый, но не способный ни на чем сосредоточиться подросток ходит в школу в послевоенном Ливерпуле, какое влияние оказывает на него только что появившийся на британских берегах рок-н-ролл, как рождается группа «The Quarrymen» и отправляется на свои первые гастроли в Гамбург (где мы с ней и прощаемся в конце картины).
Проект моментально привлек внимание продюсера Роберта Бернстайна, и вот по каким причинам: «Сам я не был фанатом Леннона, зато мне очень близки его отношения с матерью, которые к тому же так рано оборвались – это больше всего заинтересовало меня в проекте. Ну и, конечно же, рождение британского рок-н-ролла, предыстория появления «The Beatles», то есть полный набор обстоятельств, способных соблазнить любого продюсера».
Дальше нужно было найти человека, который не побоялся бы взять на себя гигантский труд по созданию текста, который предстояло вложить в уста Джона Леннона. С предложением написать сценарий компания Ecosse обратилась к Мэтту Гринхалгу, восходящей звезде британской кинодраматургии, только что получившему премию за сценарий к картине «Контроль».
«Мы долго думали, кому из сценаристов следует поручить эту работу», - говорит Бернстайн. – «А потом мы посмотрели «Контроль» и подумали, что Мэтт отлично разбирается в психологии музыкального мира, что он сможет до конца прочувствовать историю Леннона, понять все, что за ней стояло».
И Гринхалг, только что получивший премию BAFTA за биографическую картину о группе «Joy Division», просто не мог отказаться от такого проекта: «Когда «Контроль» вышел на экраны, со мной связались представители Ecosse и спросили, как бы я отнесся к такой вот истории, к такому треугольнику. Дальше можно было уже не рассказывать, я сразу же согласился. Поступок на грани безумия, но когда речь заходит о Джоне Ленноне, думаешь только о том, чтобы не упустить возможности что-то про него сделать. Стоит только произнести это имя, ты уже захвачен какими-то образами. Едва ли не самым привлекательным для меня было то, что мы будем рассказывать о Ленноне так, как еще никто не делал – что мы будем говорить о его детстве. Приятно, когда героями становятся дети, потому что детей можно придумать самому – ведь совсем уж обширными сведениями о чьем-либо детстве мы редко располагаем. На мой взгляд, про Джона уже столько всего написано, что любая попытка сделать хоть что-нибудь о зрелом периоде «Битлз» заранее обречена на неудачу. Но в данном случае я чувствовал уверенность, что мне удастся написать нечто оригинальное».
Источник вдохновения для сценария Гринхалг нашел и в Ливерпуле, где он посетил знаменитые ленноновские места: «Когда пишешь, все нужно представлять наглядно – иначе нельзя. Иначе ничего не родится – только буковки на бумаге. Поэтому я буквально разыгрывал сцены, болтался вокруг Мендипса - дома, в котором он вырос, исходил весь Вултон – южный пригород Ливерпуля, где этот дом находится, сходил в клуб при церкви Св. Петра, где Джон познакомился с Полом. Мне хотелось четко представлять себе, как выглядят места, в которых разворачивается действие фильма, хотелось напитаться всем этим, точно зафиксировать виды, прочувствовать реплики, ухватить характерную для той поры манеру речи. Если все это поймать, в голове сами собой начинают возникать картины».
Стать Ленноном, быть Тэйлор-Вуд
Так появился текст, и дальше нужно было искать режиссера, способного оживить на экране молодого Леннона. В Ecosse даже не подозревали, что давно попали под прицел реактивной установки по имени Сэм Тэйлор-Вуд: увидев сценарий, она твердо решила, что этот проект должен достаться только ей и никому больше.
После огромного успеха короткометражки «Люблю тебя сильнее» (которая была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь»), давний друг, продюсер Энтони Мингелла (ныне уже покойный) убедил Сэм Тэйлор-Вуд, что ей необходимо взяться за полнометражную картину.
«Энтони Мингелла был первым, кто стал убеждать меня перескочить гигантскую пропасть, разделяющую производство художественных видео, предназначенных для галерейного просмотра, и создание настоящего кино. Все началось с того, что заинтересовался моими художественными работами; позже мы вместе сделали короткометражку «Люблю тебя сильнее» - он постоянно поддерживал меня. Он спрашивал, действительно ли я хочу этим заниматься, и я сказала, что да; он дал мне ощущение уверенности, потому что сам искренне верил, что у меня это получится, и постоянно говорил мне об этом – именно в такой поддержке я и нуждалась. Наверное, чуть позже я пришла бы к этому самостоятельно, в тот момент я была почти готова и ждала, что нечто подобное произойдет – только я не знала, как эту пропасть перескочить. Было много разговоров на эту тему, я встречалась с людьми, но ничего меня не захватывало по-настоящему, ничего не подталкивало в этом направлении, пока не появился Энтони. Этот фильм вызывал у меня живейший интерес сразу во многих отношениях. Мне казалось, что я могу понять, откуда взялся Леннон, потому что человек он был творческий и потому что у меня порой тоже бывают моменты, когда мне начинает казаться, что я схожу с ума, потому что голова не отключается просто ни на секунду! Кроме того, у нас у обоих было трудное детство, так что в фильме возникла масса параллелей и множество очень близких мне моментов».
Именно эта близость – если не считать упрямства и настойчивости – в итоге и помогли Сэм осуществить ее мечту.
В поисках Леннона
Следующий шаг – наверное, самый непростой, должен был состоять в том, чтобы найти молодого Леннона. Задача не из легких – так, по крайней мере, они думали. «Нина Голд, директор по кастингу, старалась закинуть сеть как можно дальше», - рассказывает продюсер Кевин Лоудер. – «А дальше нужно было решать, кого мы ищем: музыканта, который уже поет и умеет играть на гитаре, надеясь, что он проявит также и актерские способности, или мы ищем актера и надеемся, что он быстро научится петь и играть».
Одним из таких актеров оказался Аарон Джонсон («Пипец», «Ангус, стринги и поцелуи взасос», «Иллюзионист», «Король воров»). Музыкального образования у него не было, зато было внешнее сходство, нужная доля самодовольство и харизма – ровно то, что требовалось найти.
Кевин вспоминает момент, когда он впервые понял, что актера они нашли: «Я даже испугался – настолько похож был Аарон на Джона Леннона. Я видел его в фильме Гуриндера Чадхи «Ангус, стринги и поцелуи взасос» - я знал, конечно, что он симпатичный мальчик, но я даже представить себе не мог, что можно так сильно походить на Леннона чертами лица. И ему к тому же удалось довольно быстро найти эту ленноновскую самоуверенность – прямо на пробах; я мгновенно понял, что вот он, лучший претендент на роль».
После проб пришлось организовать еще несколько встреч и просмотров, прежде чем Аарон был окончательно утвержден на роль, но как и Кевин Лоудер, Тэйлор-Вуд прекрасно понимала, что Джона они уже нашли.
Аарону этот день тоже запомнился – вот только никакой уверенности в том, что его берут, у него тогда не возникло. «Я тогда как раз снимался в фильме «Пипец», где мне нужно было выдавать американский акцент, а в обеденный перерыв я отсматривал записи с Джоном, чтобы попытаться почувствовать его акцент. То есть мне приходилось метаться между Америкой и Ливерпулем, и я от этого несколько одурел. Я сильно нервничал, часто запинался, но я помнил одну фразу, которую Леннон сказал в каком-то интервью, и все время прокручивал ее в голове или повторял вслух. Они, наверное, подумали, что я совсем спятил, потому что я на них вообще не смотрел – просто пытался повторить эту фразу, попасть в акцент, в настроение, с которым он ее произносил, а со стороны казалось, что я разговариваю сам с собой! Я вышел оттуда, и сразу забыл все эти пробы, но потом они мне позвонили и предложили роль!»
Играть легендарного Леннона было немного страшновато, но Джонсон принял вызов и целиком погрузился в работу. Продюсер Бернстайн преисполнился восхищением, наблюдая за тем, как Джонсон подошел к своей роли: «Задача перед ним стояла пугающе сложная. У него был педагог, с которым они осваивали акцент, он должен был научиться петь и играть на гитаре; его работоспособность поражала. Он полностью отдался работе – хотя, честно сказать, выбора у него не было».
После того, как они нашли Джона, ключевой задачей продюсеров и режиссера стал поиск актрис на роль тети Мими и матери Джона Джулии – двух женщин, сделавших Леннона таким, каким его узнает и полюбит весь мир.
Энн-Мари Дафф, которая пробовалась на роль Джулии, отчаянно хотелось сыграть в этом фильме. «Я прочитала сценарий, и мне показалось, что ничего лучше мне видеть еще не приходилось, и я буквально заболела этой ролью. Похожее состояние испытываешь, когда только начинаешь сниматься и ходить на пробы – тогда только и думаешь: ну дайте же мне эту роль! Я встретилась с Сэм, сыграла для нее как следует, а потом ждала – ждала, затаив дыхание. Мне не только понравился сценарий – мне страшно понравилась сама Джулия. По поводу Джулии вот что интересно: она гнет свою линию, и в этом столько опасного и притягательного! Она то и дело выходит за границы дозволенного, но на самом-то деле это просто широкая душа, и я все это увидела, как только прочитала сценарий. Наверное, все, кто пробовался на роль Джулии, почувствовали то же самое».
В отличие от других актеров и членов съемочной группы, Кристин Скотт-Томас не принадлежала к числу фанатов «Битлз», пока не получила роль тетушки Джона, Мими. «Битлз» как феномен меня никогда не интересовали – наверное, с моей стороны это было глупо, потому что они оказали такое мощное влияние на поп-музыку. Потом я посмотрела документальный фильм «Джон Леннон в Америке», и меня страшно заинтересовала его фигура – и тут как раз появился этот проект».На фоне неожиданно вспыхнувшего интереса к взрослому Леннону история его становления в сценарии Гринхалга тоже показалась ей захватывающей.
Живейший интерес у Скотт-Томас вызывали также отношения между двумя сестрами, Мими и Джулией, и то, какое глубокое влияние оказала на маленького Джона эта его причастность к «любовному треугольнику».
«Мими была старшей из сестер, у нее были очень четкие представления о жизни. Очень заботливая по натуре, она проявляла свою заботу и по отношению к Джулии – только она не знала, что с ней делать: Джулия, по ее мнению, давно слетела с катушек. Мими ее образа жизни не одобряла, а Джон, мне кажется, разрывался между ними обеими».
По словам Энн-Мари Дафф, отношения внутри этого треугольника не были простыми, но любой семейный человек обязательно обнаружит в них что-то для себя близкое. «Отношения между ними развивались непросто, очень непросто – но в этом смысле любая семья представляет собой клубок противоречий, все мы вовлечены в странные старые связи. Но Мими твердо верит, что она поступает правильно, и время тогда было другое, и детей тогда отбирали по другим причинам. В сущности ведь Джулия жила с мужчиной вне брака. Для нас это не имеет ни малейшего значения, никакого криминала в этом нет – но в 50-е годы это же было невозможно. Не стоит судить Мими слишком строго, в душе она зла не держала. Джон ее дико любил, и это еще раз показывает, какую огромную роль она сыграла в его жизни, какой она была для него матерью. Матерью во всем, на самом деле, - только называть ее мамой было нельзя. Вот это-то и было сложнее всего: у него было две матери и он любил их обеих - только, мне кажется, по-разному».
Образы самых значимых женщин в жизни Джона дополняют жившие с ними мужчины: гражданский муж Джулии Бобби Дайкинс и муж Мими Джордж Смит. Их присутствие тоже имело свое влияние на молодого Леннона, и влияли они на него очень по-разному.
Дэвид Моррисси, звезда недавнего фильма «Красная поездка» и многих других телевизионных проектов, считает, что хотя Джон изначально воспринимает Бобби как источник опасности, причина такого отношения лишь в том, что Джон испытывает большие сомнения по поводу своих новых отношений с матерью и видит, что они могут стать разрушительными для них обоих.
Дэвид Трелфолл играет мужа Мими, дядю Леннона Джорджа Смита, к которому Джон испытывал огромную привязанность и любовь. Внезапная смерть Джорджа от сердечного приступа была для подростка страшной трагедией. Джордж оставил после себя важный след: именно он купил Джону его первую губную гармошку и поддержал его любовь к музыке.