Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Подвиг - крупным планом

Подвиг - крупным планом
То, что произошло зимой 1942 года на одном из «спокойных» участков фронта—в глухих лесах под Великими Луками, само по себе не стало поворотным событием Великой Отечественной. Рейд танкового корпуса в глубину немецкой обороны, о котором рассказано в фильме «Корпус генерала Шубникова»,— лишь одна из многих тактических операций, предпринятых нашим командованием для обеспечения триумфальной победы под Сталинградом. Почему же привлекла она внимание создателей ленты, сделавших ее основой своего сюжета? Видимо, потому, что рассказ о героическом рейде— увлекательный и достоверный—обогащает душевный опыт современного зрителя непосредственным переживанием событий, уже ставших для молодого поколения историей. Фильм убеждает: и сейчас, когда созданы такие масштабные киноэпопеи, как «Освобождение» и «Великая Отечественная», можно и нужно воссоздавать на экране и отдельные, частные эпизоды войны, тема народного подвига не исчерпана (да и возможно ли это!), достало бы только художнику гражданской взволнованности, таланта.
И автор повестей «Кружок на карте», «Эшелоны» и «Ворота в небо» В. Баскаков, и сценарист К. Рапопорт, и режиссер-постановщик Д. Вятич-Бережных знают войну в лицо. Горечь поражений и радость побед — это для них зарубки на сердце. И картина получилась простая, плотная, скупая на эффекты, правдивая, как рассказ ветерана.
Убедительно ее композиционное построение. Мы видим на экране и представителей высшего командования, и рядовых бойцов, кровью которых политы крутые военные дороги. На наших глазах стратегические замыслы воплощаются в могучее движение воинских эшелонов, тяжкий рев моторов, скрип снега под ногами солдат... Из короткой экспозиции мы узнаем суть того, что разыграется далее.
Глубокой ночью Гитлеру сообщают об окружении под Сталинградом армии Паулюса. На выручку фашисты бросают войска фельдмаршала Манштейна. В его распоряжение выделяют четыре танковые дивизии, которые надлежит снять со спокойного участка фронта в районе Великих Лук. Советское командование решает предпринять отвлекающий маневр: пусть враг думает, что именно здесь русские начинают крупное наступление. Трудность задачи, возложенной на корпус генерала Шубникова, в том, что, углубившись в расположение врага, он окажется в окружении и помощи ему ждать не приходится. «Будет тебе нелегко,— напутствует Шубникова генерал армии.—Темнить нечего. Если сможешь после выполнения задания людей вывести — слава тебе и почет. А не сможешь — вечная память».
Ясность композиционного решения, придающая картине добротную основательность, творческое использование богатого опыта, накопленного советским батальным кино, позволяют авторам создать произведение вполне оригинальное и волнующее.
В фильме очевидно стремление к подлинности, максимальной достоверности. И облик персонажей и вся материальная среда, в которую погружено действие, решены в скрупулезной манере «восстановления факта». Камера, пристально вглядывающаяся в людей и суть действия, избегает вычурных ракурсов и эффектных панорам — ей как бы не до того, и думаешь, что вот так же внимательно и точно снимали в годы войны фронтовые операторы. Даже в отсутствии цвета (фильм черно-белый) и в подчеркнуто суховатом названии картины видится последовательное тяготение к художественной документальности.
Убедителен А. Васильев в роли Шубникова, нашедший лаконичные, точные краски к портрету своего героя. Запоминается эпизод проезда Шубникова по расположению корпуса накануне наступления. Ясно читается сложная гамма чувств, волнующих героя, когда, вероятно, впервые в своей командирской жизни не может он открыть бойцам всей правды о том сражении, в которое поведет их завтра. С подкупающим лиризмом решен эпизод в медсанбате, куда завернул генерал, дабы сообщить юной медсестре Маше, что ее долгожданный Мальцев на днях возвращается в корпус.
Эти два персонажа — Маша (М. Яковлева) и Мальцев (Е. Леонов-Гладышев) — ведут лирическую тему фильма, тему юной любви, расцветающей в огне войны. Любви, становящейся подвигом во имя жизни и будущего, образцом душевной высоты советского человека. Их счастье, такое трогательное и такое короткое, трагически прерванное, звучит тем не менее аккордом оптимистическим: ребенок, который родится у Маши, наследует, мы верим, лучшие черты поколения, чья молодость опалена войной. Важно отметить органическую связь любовной линии с основным сюжетом. От стойкости Мальцева, захваченного гитлеровской разведгруппой, во многом зависит успех запланированной операции.
Персонажи второго плана прорисованы драматургически менее отчетливо, они скорее типажи, чем характеры. В первую очередь это относится к образам генерала армии (В. Коршунов) и Поливанова (П. Щербаков). Между тем определенность их функций в сюжете давала, думается, возможность для более конкретных актерских решений. «Не повезло» и корреспонденту (В. Пучков). Подобные чудаковатые недотепы, «очкарики» со строками Блока на устах, кажется, не раз уже бывали на экране.
К финалу картина несколько «торопится» — это особенно ощутимо в эпизодах выхода корпуса из окружения и встречи со своими.
В последних кадрах звучит песня М. Зива на слова М. Матусовского о «таком молоденьком, молоденьком, совсем молоденьком солдате», который пал на берегу затуманенной речки, где «обстрел жесток и част». Хорошая песня, венчающая умный и добрый фильм, достойно продолжающий кинолетопись народного подвига.

«Советский экран», 1981 год, № 3 (стр.4)
В.Вишняков
Просмотров: 1001
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: