Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Жан-Луи Трентиньян: Боже, как летит время

Жан-Луи Трентиньян: Боже, как летит время
Кажется, что не так уж давно его автогонщик появился на наших экранах в легендарном фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина». И вот ему уже за шестьдесят, позади — около ста двадцати ролей в кино, работа с крупнейшими мастерами десятой музы, премии на фестивалях...
Трентиньян родился в семье фабриканта из Прованса. Во время войны его отец был партизаном, мать арестовали немцы. Маленький Жан-Луи выжил чудом. Слава Богу, его родители остались живы, и после войны дали сыну хорошее образование. Трентиньян увлекся поэзией и театром….
И хотя некоторое время он изучал юриспруденцию, любовь к театру победила. Трентиньян поступил на актерские курсы в Париже. Там он познакомился с очаровательной студенткой Стефан Одран. Они поженились, но семейное счастье было недолгим: на съемках фильма «И бог создал женщину» Жан-Луи встретился с Бриджитт Бардо и вскоре отбил ее у мужа — Рoжe Вадима, режиссера этой нашумевшей ленты... А Стефан Одран вскоре влюбилась в одного из лидеров тогдашней «новой волны» Клода Шаброля. Впрочем, бывшие супруги сохранили приятельские отношения и позже не раз снимались вместе. Роман Трентиньяна с Бардо тоже оказался кратковременным.
В фильме «И бог создал женщину» (киноманам, не путать: одноименный фильм с Реббекой Де Морней снял тот же Роже Вадим в Америке через 30 лет) Жан-Луи Трентиньян сыграл довольно скромную по объему роль, но уже тогда актер обратил на себя внимание способностями к мгновенным переключениям эмоциональных и психологических состояний, холодной отстраненностью от своего героя и высочайшей пластической техникой. Жан-Луи Трентиньян справился с этим блестяще.
После службы в армии Трентиньян пытался найти себя в театре и добился первого серьезного успеха в шекспировском «Гамлете». А там оказавшийся вовсе не злопамятным Роже Вадим снова пригласил его сниматься в своем фильме. На сей раз — в экранизации романа Ш. де Лакло «Опасные связи». Ничего нового к актерскому имиджу актера эта роль не добавила. Зато в фильмах «Обгон» Дино Ризи и «Битва на острове» Алена Кавалье Трентиньяну удалось сыграть неординарные характеры, здесь он доказал, что ему тесно в рамках «милых и обаятельных» персонажей. Казалось бы, вот он — поворот. Однако судьба пока не спешила вознести его на олимп славы… Последовали роли иного плана. Сначала — в костюмной мелодраме «Анжелика - маркиза ангелов» Бернара Бордери: снова мило, симпатично, но не более. Потом — в мелодраме Сержа Корбера «Семнадцатое небо», где Трентиньян играл мойщика окон, выдающего себя за известного писателя. Быть может, именно эта роль натолкнула Клода Лелуша на мысль пригласить актера на главную роль в картине «Мужчина и женщина». Фильм был снят на одном дыхании — всего за два месяца, методом импровизаций. В итоге — главный приз Каннского фестиваля. Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме становятся звездами первой величины.
Диапазон актерского таланта Трентиньяна безграничен — мелодрама, детектив, вестерн, философская притча, психологическая драма... Он играет в антифашистском фильме Коста-Гаврасо «Дзета», в картине об Алжирской войне «Опиум и дубинка». И, наконец, в знаменитом «Конформисте» Бернардо Бертолуччи. Быть может, это самая важная работа Трентиньяна в кинематографе. Во время съемок фильма Жан-Луи пережил личную трагедию — нелепо погиб его сын Поль, которому не было еще и года от роду... Несомненно, это наложило отпечаток на душевное состояние актера. Главный герой «Конформиста» — интеллектуал Клеричи - после мучительных сомнений соглашается служить режиму Муссолини. Он полон болезненных, неотступных видений, комплексов. Его двойственность, разорванность сознания, механический автоматизм движений, его наслаждение властью и одновременно страх и отвращение были блестяще переданы актеров — в пластике, мимике, жестах...
Да, это была высота. И как знать, быть может, столь же важной стала бы у Трентиньяна и роль в следующее фильме Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Но Жан-Луи отказался… Потом эту роль блестяще сыграл Марлон Брандо. С тем же успехом можно строить гипотезы относительно того, почему Жан-Луи Трентиньян не сыграл «свою» роль в ироничной и тонкой картине Фрасуа Трюффо «Мужчина, который любил женщин» (1977).
А еще Трентиньян отказался от ролей в фильмах Ф.Копполы, У.Фридкина и С.Спилберга, потому, что ему показался чуждым драматургический материал их фильмов. Зато с удовольствием снимался в нескольких фильмах элитарных режиссеров. К примеру, в Трснсъевропейском экспресс» Алена Робб-Грийе. В этой странной пародии на гангстерские фильмы от актера требовались особая пластика и тонкое чувство юмора. Забегая вперед отмечу, что с не меньшим мастерством Трентиньян сыграл и в «Веселеньком воскресеньи» Франсуа Трюффо - тонкой пародийной ленте в духе «черных» триллеров А.Хичкока…
Надо сказать, что Трентиньян любит детективы и гангстерские триллеры. Он снимался в эле-гантном «Бандите» Клода Лелуша, в холодноватом детективе Филиппа Лабро «Без видимой, причины», в приключенческой ленте Рене Клемана «Бег зайца по полям».
К этому же ряду относится и детектив Николя Рибовски «Мужское дело» — криминальная история из жизни двух друзей - преуспевающего коммерсанта Луи (Трентиньян) и комиссара полиции Филиппа (Клод Брассер). Мягкий, интеллигентный Луи долго терпит, пока его красавица-жена изменяет ему с другими мужчинами, но когда она обнаруживает слишком нежные чувства к подруге, нервы скромного персонажа Трентиньяна не выдерживают, и он, вспомнив былую снайперскую практику, точным выстрелом мстит неверной. Если бы Луи нашел в себе силы во всем признаться другу, тот не стал бы заводить дело, но, обидевшись но скрытность друга, Филипп решает вывести его на чистую воду. К тому же в личной жизни у комиссара тоже возникают определенные проблемы — его жена, пожалуй, неравнодушна к молоденькой любовницей Луи… «Мужское дело» оказалось вторичным по отношению к уже сыгранным Трентиньяном ролям и не добавила ничего нового к его кинематографической «коллекции».
Во всех этих детективных картинах Трентиньян был обаятелен, техничен, психологически убедителен. Ничуть не стремясь погрузится в «психологические глубины», актер намеренно ставил зазор между собой и ролью. Его герои были для талантливого актера карнавальными масками. Не больше.
Чуть позже он возвратился в политический кинематограф в «Покушении» Ива Буассе. В картине Элио Сото «В Сантьяго идет дождь» Трентиньяну досталась роль профсоюзного лидера, выступающего против режима Пиночета. Но если фильм Буассе давал актеру интересный сценарный материал, то лента Э.Сото, увы, - лишь поверхностные наброски. Тут не помог даже фантастический талант Трентиньяна и его необыкновенная способность к импровизации…
В 1972 году Трентиньян осуществил свою давнюю мечту о режиссуре: его дебютом стал полицейский триллер «Насыщенный день». Позже этот опыт был закреплен фильмом «Инструктор по плаванию». В дуэте с Роми Шнайдер он сыграл в Пьера Градье-Дефера «Поезд». В трагикомедии Мишеля Девиля «Взбесившийся барашек» персонаж Трентиньяна из мелкого застенчивого и закомплексованного служащего превращался в напористого ловеласа и удойливого бизнесмена. Во «Флик-стори» Жака Дере Трентиньян сдержанно, скупыми неброскими мазками создал образ жестокого грабителя и убийцы, попавшего в руки полиции из-за своей единственной человеческой слабости — любви к музыке.
А затем с блеском сыграл в философской притче Валерио Дзурлини «Пустыня Тартари». Изысканность изобразительного ряда, участие роскошного ансамбля звезд мирового экрана, время действия (конец XIX столетия) придало этой экранизации романа Дино Буцатти особый колорит. В «Пустыне Тартари» герой Жана-Луи Трентиньяна сыгран на минимуме актерских средств: заторможенность движений, мрачный взгляд из-под стекол очков, скрюченные пальцы вечного курильщика... Притягательная магия этого фильма состояла в напряженном ожидании мифических татар, которым были охвачены гвардейские офицеры, охраняющие древнюю крепость на окраине гигантской империи...
Мрачная атмосфера философской притчи, в которой затрагивались мотивы призрачности человеческого бытия, честолюбивых желаний и планов, стремлений к счастью, объединила картины двух выдающихся итальянских мастеров Валерио Дзурлини («Пустыня Тартари») и Этторе Скола («Любовная страсть»). В «Любовной страсти» Жан-Луи Трентиньян сыграл также психологически сложно и тонко…
В 1980-х годах Жан-Луи Трентиньян часто снимался у своего «крестного отца» Клода Лелуша, в том числе - в ностальгической картине «Мужчина и женщина: 20 лет спустя». Сыграл неплохие роли в двух полицейских лентах — «Крим» Филиппа Лабро и «Человек с серебряными глазами» Пьера Гранье-Дефера.

Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс Премьер»: Федоров А.В. Жан-Луи Трентиньян: Боже, как летит время… // Видео-Асс Премьер. 1994. № 22. С.78,79, 85.
Просмотров: 487
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: