Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Айвэн Рэйтмэн

Айвэн Рэйтмэн
Айвэну (или Ивану, если угодно) Рэйтмэну повезло: он родился ровно через год после окончания Второй мировой войны. Появившись на свет лет за пять-шесть до этой даты, он почти наверняка не дожил бы до победы союзников - иметь мать-еврейку в оккупированной нацистами Чехословакии было смертельно опасно.
Речной круиз по Волге https://kruiz.online/popdir/volga — это возможность увидеть огромное количество малых и крупных городов России. Каждый — со своими достопримечательностями, историей и традициями. В течение одного путешествия удается охватить максимум мест, заслуживающих внимания, и при этом набраться сил, положительных эмоций и полноценно отдохнуть
Впрочем, его матери тоже повезло - брошенная в один из самых страшных лагерей смерти Аушвиц (Освенцим) она вполне могла попасть в число четырех миллионов узников, уничтоженных за пять лет его бесперебойной мясорубки, но чудом выжила и в 1946 году родила будущего заокеанского продюсера и режиссера. Возможно, в это время родители Рэйтмэна еще сохраняли какие-то иллюзии по поводу будущего Чехословакии, однако после свержения коммунистами коалиционного правительства в 1948 году стало ясно, что на смену одному лагерю приходит другой. Легального пути покинуть страну у Рэйтмэнов уже не было, и они бежали, прячась в трюме буксира, взявшего курс к немецким берегам, входящим в американскую зону контроля. Любопытная деталь: Рэйтмэн утверждает, что память четырехлетнего ребенка сохранила самое сильное переживание той драматической ночи - плач по поводу любимой игрушки, оставленной дома. Само собой, этой любимой игрушкой был не автомобильчик, а слайдопроектор, на котором родители показывали ему кадры из мультфильмов Уолта Диснея...
Но нет худа без добра - в отличие от своего земляка Милоша Формана, попавшего в Америку уже сложившейся личностью и автором нескольких фильмов, Рэйтмэну не пришлось испытывать психологических стрессов адаптации к заокеанскому образу жизни. С 1951 года семья Рэйтмэнов обосновалась в канадском городе Торонто, и английский язык стал для Айвэна родным еще до поступления в школу.
Неподалеку от Торонто располагались корпуса университета Мак-Мастер, славившегося своими театральными традициями (особенно в области комедии). Сюда Рэйтмэн и поступил, окончи в школу. Там он познакомился с будущим популярным комиком Мартином Шортом и будущим комедийным режиссером Юджином Ливаем. Все они с удовольствием сочиняли и разыгрывали разного рода веселые шоу, пробовали свои силы на телевидении.
В возрасте 24-х лет Айвэн Рэйтмэн решил дебютировать в режиссуре эротической лентой «Фокси леди». Однако достаточно строгая канадская цензура тут же ополчилась на эту ленту: посыпались грозные обвинения в непристойности и порнографии. Похожая реакция последовала и после эпатажного фильма Рэйтмэна «Девушки-канибаллы».
- Я начинал как режиссер, но скоро пришлось отказаться от этого и на некоторое время стать продюсером, - уклончиво комментирует данный эпизод своей творческой биографии нынешний лидер американского коммерческого кино, за спиной у которого по крайней мере два суперхита – «Охотники за привидениями» и «Охотники за привидениями-2».
Подружившись с режиссером Дэвидом Кроненбегом («Видеодром», «Муха», «Обнаженный ланч» и др.), Рэйтмэн выступил продюсером его ранних фильмов ужасов «Дрожь»(1974) и «Бешеная» (1976).
- Моя продюсерская работа была удачной, но всякий раз я сомневался: смогу ли я вернуть деньги? И даже, когда я вернулся к режиссуре, я все время анализировал финансовую сторону проекта, - говорит Рэйтмэн в одном из интервью.
Комерческий успех фильмов Кроненберга позволил Рэйтмэну получить приглашение на американское телевидение, где он стал одним из авторов «крейзи сериала» «Национальный пасквиль», в котором от души дурачились нынешние звезды Дэн Эйкройд и Билл Мюррей. С телеэкрана сериал перенесся в кино: Рэйтмэн продюсировал пародийно-капустническую ленту Джона Лэндиса «Национальный пасквиль: Зверинец» (1978). Вскоре он нашел деньги и для своих режиссерских постановок - «Американский колледж» и «Тефтели». Фильмы, как говорится, избежали прокатного триумфа. Куда более успешной оказалась комедия «Нашивки». Собрав в кучу вечные анекдоты об изалованном новичке, впервые попавшем на армейскую службу, Айвэн Рэйтмэн успешно развил как пародийно-гэговые линии «Национального пасвиля», так и Мак-Мастеровские скетчевые «приколы». Собрав неплохую кассу, Рэйтмэн мог уже рассчитывать на постановку крупнобюджетного фильма. Так появились знаменитые «Охотники за привидениями». Фантастическая комедия о том, как забавные герои пытаются поймать призраков с помощью новейших технических приспособлений, была напичкана эксцентрикой в духе немого кино, тщательно продуманными и исполненными спецэффектами и синематечными аллюзиями. Талантливые актеры Билл Мюррей, Дэн Эйкройд и Сигурни Уивер сыграли взрослых героев, словно попавших в старую детскую сказку, по воле режиссера перенесенную в 80-е годы ХХ века. Сборы от картины составили 132 миллиона долларов, и она в течение многих лет входила в десятку самых кассовых американских фильмов.
«Куй железо, пока горячо!». Рэйтмэн, конечно же, хорошо помнил эту пословицу (вернее, ее английский аналог). Однако вместо того, чтобы по свежим следам порадовать зрителей планеты продолжением «Охотников...», он снял авантюрную историю «Орлов правосудия».
- Это один из самых больших моих провалов, - с отважной самокритикой (на мой взгляд, чрезмерной) вспоминает об этом сам режиссер. - В этот халтурный фильм я пригласил Роберта Редфорда и Дебру Уингер, которые в реальной жизни не выносили друг друга, но на экране пытались внушить зрителям, что они - парочка влюбленных. Я снимал людей, не способных находиться рядом в одной комнате!
Лично мне эта детективная комедия о расследовании таинственного пожара в доме художника, где кроме Редфорда и Уингер играли также Дэрил Ханна и Теренс Стэмп, кажется отнюдь не такой уж плохой. Скажу больше, могу без труда назвать десятки фамилий постановщиков, которым за всю их кинокарьеру даже близко не удалось приблизиться к уровню «Орлов правосудия» - средней, но профессионально сделанной картины и сегодня выделяющейся среди рядового развлекательного ширпотреба своей чуть старомодной тщательностью проработки каждой мизансцены, чередований средних и крупных планов и т.д.
Последовавшая за «Орлами...» комедия «Близнецы» впервые представила легендарного короля мускулов и фантастических боевиков о суперменах Арни Шварценеггера в качестве комика. Бесспорно, Рэйтмэн рисковал, получая силачу-гиганту играть роль добродушного и наивного брата хитрого и верткого персонажа Денни Де Вито. Публика, привыкшая к кулачно-огнестрельному имиджу Шварценеггера, могла отвергнуть его новый образ. Да и окологолливудская элита перешептывалась по поводу сомнительных, с ее точки зрения, комедийных данных непобедимого Арнольда. Думается, Рэйтмэн рисковал не зря: Шварценеггер доказал, что годы, проведенные перед камерой, превратили его из молчаливого статиста «Геркулеса в Нью-Йорке»(1969) во вполне профессионального актера, способного решать более сложные задачи, и к тому же наделенного чувством юмора. Безусловно, «Близнецы», собравшие 57 миллионов долларов, не стали наивысшим коммерческим достижением Рэйтмэна (как, впрочем, и Шварценеггера), однако картина вошла в сотню американских лидеров кассовых сборов, и содружество Айвэна и Арни на ниве комедии продолжилось и в дальнейшем.
Решившись-таки сделать сиквел «Охотников за приведениями», Рэйтмэн, несомненно, рассчитывал повторить свой знаменательный кассовый успех, но, нашпигованные спецэффектами и трюками «Охотники за приведениями-2» не смогли собрать и половины денег, пришедшихся на первую серию. И сборы в итоге лишь на три миллиона превысили боес-оффис «Близнецов» (хотя и это весьма приличный результат!). Трудно сказать, почему у американских зрителей не хватило энтузиазма, чтобы вновь до отказа заполнить кинозалы на рэйтмэновском сиквеле: на мой взгляд, он ничуть не хуже прежних «Охотников...». Вывод один - к пословицам надо прислушиваться вовремя!
В 1990 году Рэйтмэн снова встретился со Шварценеггером на съемочной площадке криминальной комедии «Детсадовский полицейский». Двухметровый громила, чтобы поймать преступника, вынужден выдавать себя за воспитателя детского сада. Из этой нехитрой ситуации Айвэн и Арни смогли извлечь максимум возможного развлечения. Правда, в одном они ошиблись, сделав некоторые сцены фильма слишком кровавыми, чем и оттолкнули часть пуритански настроенной аудитории, желавшей видеть мягкую, по-настоящему детскую комедию, где Зло, если и может появляться, то на минутку и без жестокости.
Один из авторов справочника «100 режиссеров американского кино» (М.,1991) Валентин Эшпай с легкостью причисляет Айвэна Рэйтмэна чуть ли не к постмодернистам. Что ж, пусть «Охотники...» (и то с большой долей условности) и содержат нечто постмодернистское. Однако «Близнецы», «Детсадовский полицейский» и «Джуниор» («Младший»), как мне видится, доказывают, что Рэйтмэн решил не искушать судьбу мудреными выкрутасами с формой и содержанием и сделал ставку на традиционный жанр.
- Теперь я отказался от историй, которыми я был занят до сих пор, - говорит Рэйтмэн. - Раньше романтические отношения в моих фильмах высмеивались. Сейчас я изменился...
Что ж, время меняет людей. Вот и Рэйтмэн, еще недавно слывший грубым и жестоким диктатором на съемочной площадке, сегодня внушает актерам, что они должны быть дружной семьей. Да и сам он не первый год как семейный человек - у него трое детей, он нежно заботится о старушке-матери (отец Рэйтмэна умер в 1984 году)...
Сценарий «Джуниора» принес Айэну Шварценеггер. До него история о беременном мужчине побывала в руках у многих продюсеров и режиссеров, но так и осталась на стадии проекта.
-Я знал, что Арнольд не застесняется беременности, - рассказывает Рэйтмэн. - Но надо было, чтобы он ни за что не подражал беременной женщине. Он должен быть мужчиной, с которым случилась такая неожиданность...
В итоге Шварценегер, оказавшись в компании Денни Де Вито и Эммы Томпсон, неплохо справился с ролью, забавно реагируя на изменения в физиологии, постигшие его персонажа - ученого биолога, решившего поставить эксперимент на самом себе, но... Даже зрители, благосклонно воспринявшие Шварценеггера в роли няньки или наивного добряка-лизнеца, по-видимому, не смогли принять «беременного Арни»: «Джуниор» сделал в Америке относительно скромные сборы (что-то около 30 миллионов долларов), и все продюсерские надежды оправдал так называемый «остальной мир». Что ж, арифметика показывает, что последние фильмы с участием Шварценеггера или Сталлоне по-прежнему делают сборы в Европе, Азии и Африке...
Не стал суперхитом и римейк комедии Френсиса Вебера «Папаши», выпущенный Рэйтмэном в 1997 году под названием «День отца». Классический дуэт Депардье-Ришар переиграть, в самом деле, трудно, хотя Робин Уильямс и сделал все, что в его силах, изображая «отца»-неудачника...
Перевалив через полувековой юбилей, Айвэн Рэйтмэн поставил фильм «Шесть дней, семь ночей»... Самое время подвести предварительные итоги. Возможно, кому-то из европейцев кажется странным, что эмигрант из Чехословакии, семья которого пострадала от нацистов и коммунистов, ни в одном из своих фильмов не попытался затронуть политические темы, предпочитая оставить их Коста-Гаврасу или спилберговскому «Списку Шиндлера». Но американцы и не думают задавать себе подобные вопросы. Они принимают Рэйтмэна таким, каким он предстает с экрана: беззаботным шоуменом, знающем толк в развлечениях. Айэн Рэйтмэн не оглядывается в прошлое, хотя ему до сих пор вспоминается темнота буксирного трюма и горькие слезы по поводу оставленных на берегу картинок из фильмов Диснея...

Александр Федоров

Просмотров: 884
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: