Не секрет, что впечатление от кинофильма в большей мере зависят от его качества. Конечно же, сюжет, операторская съемка и игра актеров имеют очень важное значение. Но без необходимого качества все это может быть утеряно и не донесено до кинозрителя. Именно поэтому для получения наиболее ярких и положительных эмоций от просмотра кинокартин нужно
выбирать качественные фильмы. Речь идет о качестве записи и передачи информации формата Blu Ray
Ричард Гир (Richard Gere). Год и место рождения: 1949, США. Образование: философский факультет университета, курсы драматического искусства. Вероисповедание: буддизм. Профессия: рок-музыкант, актер театра и кино. Возлюбленные: Пенелопа Милфорд, Сильви Мартинес, Синди Кроуфорд...
Таковы, если коротко, анкетные данные одного из самых популярных актеров американского кинематографа Ричарда Гира.
Его иногда сравнивают с французом Жераром Депардье. Герои Гира также сильны, импульсивны, страстны, часто теряют терпение и душевное равновесие, способны на экстравагантные поступки, их шутки порой обидны и саркастичны...
Появившись на съемочной площадке в середине 70-х, Ричард Гир поначалу был одним из многих. Однако участие в картинах Роберта Маллигана («Малыш из морской пехоты»), Ричарда Брукса («В поисках мистера Гудбара»), Теренса Малика («Дни жатвы») позволило ему выделиться из бесконечного ряда молодых актеров, а заглавная роль в мелодраме «Американский жиголо» Пола Шредера принесла талантливому актеру известность.
Настоящей звездой Ричард Гир стал через два года - после выхода на экраны «Офицера и джентльмена» Телора Хэкфорда, добротной, в меру сентиментальной драмы из жизни курсантов военного училища. А чуть позже Ричарду Гиру довелось вступить в творческое соревнование с самим Жаном-Полем Бельмондо. Это была главная роль в римейке «На последнем дыхании» Джима Мак-Брайда, перенесшего действие классического фильма Жана-Люка Годара в Америку 80-х.
Я бы не отважился сказать, что Ричард Гир это соревнование выиграл, но и не потерпел поражения. Свою роль актер наполнил неистовым темпераментом, агрессивностью, эротической энергией, бунтарским духом молодости. Не удивительно, что для миллионов поклонниц Ричард Гир стал одним из символов мужской сексуальности.
Пик творческих успехов Ричарда Гира пришелся на середину 80-х. В 1984 году он сыграл, на мой взгляд, лучшую свою роль в блестящей и ироничной стилизации под гангстерскую сагу «Клуб «Коттон» Френсиса Копполы. Роль джазового музыканта Дикси Дуайера, попавшего в эпоху сухого закона 20-х в мир подпольных мафиозных притонов, потребовала от Ричарда Гира безукоризненной ориентировки в синтетической жанровой системе фильма, сочетающей психологическую драму и мюзикл, мелодраму и комедию.
Неплохо получилась у Гира и роль мужественного спасителя пленницы гангстерской банды (Ким Бэйсинджер) в триллере Ричарда Пирса «Без пощады», хотя по части сцен действия он, бесспорно, уступал Арнольду Шварценеггеру, специализирующемуся, как известно, на ролях подобного плана...
После фильма «Без пощады» и политической драмы Сидни Люмета «Власть» кинокарьера Ричарда Гира застопорилась на несколько лет. Для актера это было нелегкое время. Новая волна популярности пришла к нему на рубеже 90-х годов, когда он вместе с Джулией Робертс снялся в мелодраме Гэрри Маршалла «Хорошенькая женщина», ставшей одним из самых кассовых фильмов сезона...
Разменяв пятый десяток лет, Ричард Гир опять вошел в моду. И это при том, что он по-прежнему не боялся ролей неожиданных, меняющих его имидж положительного героя-любовника. Так в криминальной драме Майка Фиггиса «Внутренние дела» Гир блестяще сыграл обаятельного негодяя, а в антивоенной драме знаменитого японца Акиры Куросавы «Августовская рапсодия» не испугался появиться в роли второго плана.
Весьма удачным стал для кинематографической карьеры Ричарда Гира 1992 год: вместе с Джоди Фостер он сыграл в римейке французской исторической драмы «Возвращение Мартина Герра» (фильм получил название «Соммерсби»), а Ким Бейсинджер стала его партнершей в психологическом триллере Фила Джоану «Финальный анализ».
Американцы любят снимать римейки популярных французских фильмов. Поражений, однако, тут больше, чем побед, и, пожалуй, самый яркий пример провала - тяжеловеснейшая «Игрушка»(1983) с изо всех сил комикующим Ричардом Прайором взамен изящной «Игрушки»(1976) Френсиса Вебера с неподражаемым и еще молодым Пьером Ришаром.
«Соммерсби», на мой взгляд, случай несколько иного рода. Малоизвестный американский постановщик Джон Эмиел сумел вполне убедительно перенести на заокеанскую почву сюжет фильма Даниэля Виня (поставленного, к слову, по одноименному роману).
Во французском оригинале главные роли сыграли Жерар Депардье и Натали Бай. История самозванца, решившего выдать себя за мужа симпатичной деревенской вдовушки, владелицы кое-каких капиталов, была сыграна по полутонах, с таинственной недосказанностью почти мистического свойства. Даниэль Винь с мастерством тонкого психолога сумел передать на экране сложную гамму человеческих чувств - от «фортиссимо» гнева до «пьяниссимо» горькой печали. Это был фильм-дуэт двух блестящих актеров, камерный и проникновенный.
Джон Эмиел превратил камерную философско-психологическую притчу в эпическую семейную сагу, действие которой разворачивается где-то на юге США вскоре после окончания гражданской войны. Роскошная синерама дает возможность зрителям погрузиться в атмосферу времени, в подробности деревенского быта, почувствовать бескрайность американских равнин и ужаснуться при виде скачущих белых балахонов местных поборников расовой чистоты...
Камера приближает к нам лица главных героев - человека, выдающего себя за Джека Соммерсби (Ричард Гир) и молодой женщины (Джоди Фостер), истосковавшейся от многолетнего одиночества. Игра актеров даже на крупных планах чуть форсирована. Там, где у французов была загадочная недосказанность, у американских звезд проступает точный расчет профессионалов. Режиссер прекрасно знает не только, как построить убедительную мизансцену и время от времени взрывать статичные разговорные эпизоды динамикой зрелищных эмоциональных «ударов», но и где, когда и главное - КАК заставить зрителей (преимущественно - зрительниц) приложить к глазам носовые платки.
В самом деле, история бывшего подлеца и прохвоста, решившего в один прекрасный день изменить свою судьбу, стать в прямом и переносном смыслах другим человеком и во имя этого подняться на эшафот, может тронуть даже привыкшего к российской «чернухе» зрителя. А тут еще эффектная фактура Ричарда Гира - мужественность в квадрате, отчаянное упорство, природное обаяние, помноженное на мастерство звезды класса «А». И нервная хрупкость, угловатая женственность и «оскарный» шлейф Джоди Флстер. Плюс откровенное восхищение жизнестойкостью и трудолюбием американской нации, справедливостью ее суровых законов. Словом, римейк стал не просто блеклой калькой, но и приобрел индивидуальное лицо.
Бесспорно, Джон Эмиел не Джон Форд, и «Сомерсби» - не «Гроздья гнева». Но лично я вполне благосклонно отнесся к этой доброкачественной ленте. А симпатичная дама, сидевшая рядом со мной в зале столичного Дома кинематографистов во время сеанса «Соммерсби», не на шутку всплакнула. И ей-богу, было из-за чего...
На видео «Соммерсби», бесспорно, смотрится хуже. Но все-таки видеопоклонницам Гира и жанра мелодрамы, по-моему, есть смысл прислушаться к совету французского режиссера Бертрана Блие (который он дал, правда, совсем по иному поводу) и заранее приготовить носовые платки...
Не менее обаятелен Ричард Гир и в мелодраме Майка Райдэлла «Перекресток»(1994), где его герой разрывается между двумя женщинами женой (Шерон стоун) и любовницей (Лолита Давидович). Вопреки звездному составу, «Перекресток» (кстати, тоже римейк французской картины 70-х годов) прокатного успеха не имел... Трудно сказать, в чем была причина: быть может, зрителей в тот момент больше интересовали интимные подробности семейной жизни Гира, так как его широко разрекламированный брак со знаменитой топ-моделью (а теперь и киноактрисой) Сидни Кроуфорд стал давать ощутимую трещину и вскоре привел к скандальному разрыву...
В попытке выйти из кризиса Ричард Гир сыграл костюмную роль в рыцарской драме Джерри Цукера «Первый рыцарь». Увы, намечавшегося триумфа не получилось, фильм был принят весьма прохладно и критикой и зрителями. Раздосадованный Гир решил расслабиться на Московском кинофестивале, куда был приглашен в качестве председателя жюри в 1995 году. Судя по всему - ему это удалось. Слухи, что знаменитый актер решил с горя уйти в буддийский монастырь не подтвердились, и пресса вновь сообщила об очередных планах суперзвезды мирового экрана... Эти планы не замедлили реализоваться. Сначала - в остросюжетном «Шакале», где «хороший» ирландский террорист в исполнении Гира охотился за «плохим» террористом в сиполнеии Брюса Уиллиса. А затем герой Гира попал в коммунистические застенки «китайских товарищей» и оказался прижатым в «Красный угол». Говорят, в Китае этот фильм страшно не понравился властям, как впрочем и высказывания Гира в пользу независимости Тибета. Что ж, жизнь Ричард Гир всегда воспринимал как борьбу!
Александр Федоров