Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Джейн Фонда

Джейн Фонда
Многие скажут, что Джейн Фонде повезло: родилась в семье знаменитого актера Генри Фонда (1905-1982), с детства находилась в ауре театра и кино, училась, в одном из лучших американских колледжей, изучала музыку и живопись в Париже, была фотомоделью, закончила актерскую школу легендарного Ли Страсберга (1901-1982), снималась у Джорджа Кьюкора (1899-1983), Фреда Циннемана (1907-1997), Джозефа Лоузи (1909-1984), Рене Клемана (1913-1996), Мартина Ритта (1914-1990), Артура Пена (1922-2010), Сидни Люмета (1924-2011), Элана Пакулы (1928-1998), Роже Вадима (1928-2000), Хэла Эшби (1930-1988), Сидни Поллака (1934-2008), Нормана Джуиссона, Жана-Люка Годара...
Все так - шумная известность, миллионы поклонников, портреты на обложках журналов. Однако были в жизни Джейн и черные дни: когда ей исполнилось 13 лет, Генри Фонда оставил семью, вскоре заболела душевным расстройством мать, в больнице покончившая жизнь самоубийством...
По-видимому, в этой ситуации увлечение искусством стало для Джейн своего рода защитной реакцией, попыткой обрести смысл жизни. После парижского путешествия и работы манекенщицей она с огромным желанием стала учиться в школе Страсберга. Сценическое мастерство, хореография, психоанализ - все это занимало ее в равной степени.
В 22 года она дебютировала в комедии Джошуа Логана «Рассказанная история», где сыграла молоденькую студентку. Роль не потребовала особого перевоплощения, здесь ценились совсем иные качества. «В 1950-е нужно было быть сексуальной, обольстительной, и только так ты могла добиться удачи как актриса, - вспоминала Джейн Фонда много лет спустя. - И вот я согласилась стать тем, чем мне велели. К моему изумлению, это сработало».
В «Прогулке по дикой стороне» Эдварда Дмитрыка она сыграла проститутку и мелкую воровку, в «Рапорте Чепмена» Джорджа Кьюкора вновь оказалась в стихии эротической теш: речь шла о научных исследованиях в области секса, в комедии Джорджа Роя Хилла «Период приспособления» (по пьесе Тенесси Уильямса) ей досталась роль новобрачной...
Почувствовав, что может заштамповаться, Джейн вернулась в Париж, где снялась в фильме Рене Клемана «Хищники». Это была история о двух красотках, пленивших в буквальном смысле этого слова симпатичного парня (Ален Делон). После шумного успеха одного из предыдущих фильмов Клемана «Жгучее солнце» можно было надеяться, что на экране возникнет новая психологическая дуэль, на сей раз, между мужчиной и двумя женщинами. Однако картина оказалась не слишком глубокой. Но нет худа без добра: Джейн познакомилась с известным режиссером Роже Вадимом и стала его женой. Брак оказался не прочным, однако в своей книге Роже Вадим очень тепло написал об этой поре его жизни. Как и всех остальных своих дам сердца (Брижит Бардо, Катрин Денёв, Мари-Кристин Барро), Роже Вадим снял Джейн в нескольких фильмах, самым знаменитым из которых оказался фантастический кинокомикс «Барбарелла». Кроме нее были еще «Карусель», «Добыча» и эпизод в картине «Три шага в бреду».
Этот фильм представлял собой сборник из 3-х новелл, поставленных крупнейшими мастерами экрана - Федерико Феллини, Луи Малем и Роже Вадимом (впрочем, относительно «крупности» творчества последнего можно, вероятно, спорить, ибо широкая известность режиссера связана в большей степени с его репутацией скандально-эротического толка). Каждый из режиссеров предлагал свою трактовку рассказов Эдгара По. Роже Вадим взялся за «Метценгерштайн», пригласив в партнеры Джейн ее младшего брата Питера Фонду. Новелла получилась таинственной, красивой, но при этом значительно уступала художественному уровню «соседей», особенно мощному барокко Федерико Феллини...
Так или иначе, но лучшие роли Джейн суждено было сыграть у себя на родине. Первый крупный успех ожидал ее в «Погоне» Артура Пенна, где снимались также Марлон Брандо и Роберт Редфорд.
Драматическая судьба бежавшего из тюрьмы парня (Р.Редфорд), затравленного обывателями провинциального городка, волновала зрителей не меньше, чем история шерифа (М.Брандо), ставшего по мрачной иронии судьбы по сути единственным защитником беглеца от яростной и безжалостной толпы, жаждущей крови. Фонде досталась здесь роль жены беглеца, которую она сыграла психологически убедительно и эмоционально: чувственная красота ее героини сочеталась с неоднозначностью характера.
«Я верю в необходимость создания серьезных фильмов, говорящих о выборе, который делают люди в переломных жизненных ситуациях», - не раз говорила Джейн Фонда в своих интервью.
В 1969 году ей преставился шанс сыграть главную роль в еще одной картине такого плана. Это была драма Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?».
Отчаяние и безысходность в душах героев, осознающих бесчеловечность «танцевальной машины», были впечатляюще сыграны актерским ансамблем при несомненном лидерстве Фонды. Ее героиня пыталась во что бы то ни стало сохранить в себе человеческое достоинство. После этой роли о Джейн не раз писали как об «антизвезде». В самом деле, далеко не каждая популярная актриса согласилась бы предстать на экране в столь невыигрышных для женщины ситуациях, безо всякого грима...
От фильмов социальной тематики Джейн Фонда вскоре перешла к политике, она участвовала в антивоенном движении, протестовала против вьетнамской войны, за что даже несколько раз попадала под арест. Именно в это время она подчеркивала: «Никогда больше не стану сниматься в фильмах вроде «Барбареллы», в тех лентах, где женщин изображают мелкими, пассивными, где шли манипулируют при помощи секса... Меня, прежде всего, увлекают роли не тех женщин, которые уже освобождены, а тех, кто растет и развивается... Актер должен открывать людям глаза на мир, избавлять от ложных мнений, доносить до них правду...».
Так, в фильме Жан-Люка Годара «Все в порядке» Джейн Фонда сыграла роль американской журналистки, ведущей репортаж о забастовке; сняла во Вьетнаме документальную ленту «Знакомство с врагом». Однако, если ей предлагали интересные роли обычного, не политического плана, она не спешила отказаться. Так, в «Клюте» Элана Пакулы Джейн Фонда еще раз сыграла роль проститутки, но это была отнюдь не ординарная развлекательная поделка. Подтверждение тому – «Оскар» за лучшую женскую роль...
Удачной получилась у Джейн и роль Норы в экранизации ибсеновского «Кукольного дома», поставленного английским мастером Джозефом Лоузи («Посредник», «Убийство Троцкого», «Месье Кляйн» и др.).
В 1975 году вместе со своим новым мужем - журналистом и политиком Томом Хайденом Джейн побывала в нашей стране, где вместе с Элизабет Тейлор снималась в экранизации сказки Метерлинка «Синяя птица». Черная шляпа, темная вуаль... В роли Ночи Джейн Фонда была загадочна и неотразима.
Годом позже в комедии Тэда Котчева «Забавные приключения Дика и Джейн» в дуэте с Джорджом Сигелом она азартно сыграла пародийный парафраз на тему гангстерской баллады Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967) - истории о влюбленной парочке, грабящей банки в начале 1930-х. В комедии Т.Котчева было немало эксцентрических ситуаций, смешных реплик, остроумных трюков, и Джейн Фонда хорошо вписывалась в эту суматошную кутерьму.
Еще одной заметной работой Фонда 1970-х стала роль в драме Фреда Циннемана «Джулия». За фильм Хэла Эшби «Возвращение домой» Фонда вторично получила «Оскара». Многие американские критики называли эту картину лучшей из антивоенных лент, посвященных вьетнамской теме...
Помня об удачной совместной работе в «Клюте», Джейн Фонда приняла предложение Элана Пакулы сняться в его фильмах «Приближается всадник» и «Перекачка». К сожалению, они не оставили заметного следа в ее биографии.
Куда более весомо прозвучал в свое время фильм Джеймса Бриджеса «Китайский синдром», где Джейн сыграла роль журналистки, пытающейся получить правдивую информацию об аварии на атомной электростанции. В год выхода этого фильма на американский экран (1978) он воспринимался как рассказ «об их нравах», однако горькая чернобыльская расплата за беспечность показала, что к такого рода экранным предупреждениям об опасности следует относиться со всей серьезностью...
Роль репортера Джейн Фонда сыграла и в грустном вестерне Сидни Поллака «Электрический наездник». Это была история бунта современного ковбоя (Р.Редфорд), выступившего в защиту красавицы-лошади. Фонда мягко и тактично вела свою роль, психологически точно попадая в романтическую ноту фильма.
За год до смерти Генри Фонда Джейн снялась с ним в картине «На золотом озере». Примерно в то же время она резко осудила вторжение советских войск в Афганистан и поддержала польскую «Солидарность». Последовала немедленная реакция Кремля: актриса была на несколько лет отлучена от советских экранов.
Впрочем, на видео можно было посмотреть фильмы с ее участием: «Божью Агнессу» Нормана Джуиссона, «С девяти до пяти» Коллина Хиггинса...
В 1986 году Фонда снялась в психологическом триллере Сидни Лимета «На следующее утро». Автор «12 разгневанных мужчин» (1957), «Убийства в восточном экспрессе» (1974), «Собачьего полдня» (1975), «Телесети» (1976) и «Дэниэла» (1983), как обычно, поставил очень профессиональную, жанровую ленту, имевшую заслуженный успех на наших экранах.
Что же касается Джейн Фонды, то в последние годы она получила признание не только своими ролями в кино, но и спортивными успехами. Основав школу аэробики, она записала несколько видеокассет, на которых продемонстрировала целый комплекс занятий и упражнений. Популярность школы оказалась столь велика, что поклонники ее метода основали в разных странах клубы, где активно пропагандируется это спортивное «учение».
Джейн Фонда вместе со своим 3-м мужем - бизнесменом Тэдом Тернером еще раз побывала в Москве. Состоялась большая пресс-конференция, актриса ответила на десятки вопросов, касающихся всех сфер ее разнообразных увлечений.
Просмотров: 116
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: