Харрисону Форду повезло. Фантастически. Невероятно. Мало кто из кинозвезд может похвастаться, что снялся в таком количестве самых кассовых фильмов за всю историю мирового кино. А Х.Форд может. Ленты с его участием принесли баснословные доходы («Звездные войны», «Возвращение Джидая», «Индиана Джонс и храм Судьбы» и др.).
Х.Форд родился в Чикаго жарким летом 1942 года. Он сбежал из колледжа, чтобы уйти в театр. Театральной звездой не стал, да и кинематографическая карьера поначалу тоже не задалась. В 1969 году Харрисон сыграл микроскопическую роль у самого Микеланджело Антониони в его знаменитой картине «Забриски Пойнт», однако продолжения не последовало, и после двух незначительных ролей в картинах «Напрямик» и «Самозванцы» Х.Форд ушел из кино в... столяры.
Но, видно, судьба есть судьба. После ролей в ностальгической ретродраме Джорджа Лукаса «Американские зарисовки» и в психологической драме Френсиса Копполы «Разговор» Х.Форд стал постепенно набирать популярность.
Настоящая удача пришла к нему в 1977 году, когда Харрисон Форд сыграл роль одного из астронавтов в фантастической сказке Джорджа Лукаса «Звездные войны». Создатели фильма, понимали, что столь кассовая история нуждается в продолжении, над которыми работали Ирвин Кершнер («Империя наносит ответный удар») и Ричард Маркан («Возвращение Джидая»).
К тому времени Х.Форд, снявшись в антивоенной драме Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», начал работу в еще одном чрезвычайно успешном сериале о приключениях археолога Индианы Джонса. В фильмах Стивена Спилберга «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и последний крестовый поход» герой X.Форда до поры выглядит тихим интеллигентом. С утра до вечера он копается в архивах, поблескивая стеклами своих внушительных очков. Однако стоит ему выбраться в очередную археологическую экспедицию - будь то поиски Ноева ковчега, волшебных алмазов или целительного Грааля - герой Форда разительно преображается. Куда девается его книжный вид! Спасая своих обворожительных подруг из любых опасных ситуаций, превосходно владея всеми видами оружия и борьбы, прекрасно ориентируясь в сложной обстановке, сохраняя самообладание и чувство юмора, Индиана Джонс становится зримым воплощением снов и желаний каждого из нас, хоть однажды в жизни мечтавших об экзотических приключениях. При этом Форд хорошо чувствует пародийную стилизованность фильма, которую Стивен Спилберг усиливает от серии к серии, хотя очевидно, что успех «Индианы...» определила не эта скрытая от многих зрителей цитатность, а высочайший профессионализм всего съемочного коллектива, сделавшего верную ставку на фольклорность и мифологию.
1980-е стали одним из пиков творческой формы X.Форда. Он снялся в фантастическом триллере Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы», ему досталась роль полицейского, получившего задание уничтожить человекообразных роботов. Полна динамики и опасностей и роль X.Форда в «Неистовом» Романа Поланского. Участие в фильмах австралийского режиссера Питера Уира «Свидетель» и «Берег москитов» позволило Хэррисону Форду уделить большее внимание психологической трактовке образов своих героев, попадающих в драматические обстоятельства. В комедии Майка Николса «Деловая женщина» актер сумел стать остроумным и чутким партнером для Сигурни Уивер и Meлани Гриффит...
В 1990-х Харрисон Форд сохранил за собой титул одного из самых кассовых актеров Голливуда (триллер «Игры патриотов»). С большим успехом прошел по экранам и другой зрелищный фильм о персонаже, находящимся под прицелом террористов и агентов спецслужб – «Прямая и явная угроза». И совершенно фантастический бокс-оффис получил римейк давнего телеплея под названием «Беглец», где Х.Форд сыграл врача, по ложному обвинению попавшего в тюрьму и вынужденного, находясь в «бегах», доказывать свою невиновность и бороться с настоящим убийцей...
Харрисон Форд - актер активного действия, поэтому он менее убедителен в мелодраматических ролях («Сабрина» С.Поллака - лучшее тому подтверждение). Зато в «экшн» ему нет равных. Голливудские статистики подсчитали, что фильмы с участием Харрисона Форда заработали в целом свыше двух миллиардов двухсот миллионов долларов кассовых сборов!
В большинстве случаев («Неистовый» Р.Поланского, «Беглец» Э.Дэвиса и др.) Форд остаётся верен своему коронному имиджу: типичный представитель среднего класса, спокойный и уравновешенный человек волею злой судьбы оказывается в смертельной опасности, но находит в себе силы успешно сражаться со Злом... Однако при всем этом его герои не кажутся надоедливыми близнецами: обаяние Форда по-прежнему действует безотказно...1