Известный немецкий режиссер Фолькер Шлендорф с юных лет стремился в мир кино. Его настойчивость привела его во Францию, где он учился в высшей киношколе и был ассистентом Алена Рене, Луи Маля, Жан-Пьера Мельвиля. В 1965 году Фолькер вернулся в Германию, чтобы получить наконец самостоятельную постановку. Ждать пришлось недолго - в 1966 году вышел на экраны первый фильм Шлендорфа «Молодой Терлес» - драма из жизни воспитанников кадетского корпуса. Картина имела успех на Каннском фестивале и получила премию Макса Офюльса. Затем была драма «Убийство случайное и преднамеренное», героиня которой стреляет в своего любовника, а потом пытается избавиться от трупа... Пресса тех лет много писала о проблеме немотивированных убийств в молодежной среде, и фильм Шлендорфа попал, что называется, в самую точку, вызвав немалое число подражаний и пародий (к примеру, «Никаких проблем» Жоржа Лотнера).
Затем последовала историческая драма «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха», основанная на подлинных фактах судебного расследования 1825 года, когда несколько крестьян решились на ограбление почтового фургона. Фильм не имел зрительского успеха, и Шлендорф решил заинтересовать публику криминальной драмой «Мораль Рут Халбфасс» с Сентой Бергер и Хельмутом Гримом в главных ролях. Увы, на сей раз картина была довольно холодно встречена критикой...
Удачей режиссера стала «Мгновенная вспышка» - драма о безуспешной попытке молодой женщины изменить свою жизнь. Главную роль в этом фильме сыграла жена Шлендорфа - Маргарет фон Тротта, вместе с которой он поставил политическую драму «Поруганная честь Катарины Блюм» (по повести Генриха Бёлля). Героиня этой картины становилась жертвой преследования полиции и прессы...
После еще одной исторической драмы – «Выстрел из милосердия» (ее действие происходило в Прибалтике 1918 года) и картины «Только для удовольствия - только для игры» Фолькер Шлендорф поставил свою лучшую работу - экранизацию романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан». Этот выдающийся фильм с прекрасным актерским ансамблем заслуженно получил золото Каннского фестиваля и пользовался громадным зрительским успехом (только в Германии число проданных билетов достигло 3-х миллионов).
Действие «Жестяного барабана» разворачивается в Данциге 1930-х — 1940-х. В городе, где, казалось, неразрывно смешались польская, немецкая и еврейская культуры, все рухнуло с началом мировой войны... Мы видим события как бы глазами упрямого карлика, ни за что на свете не расстающегося со своим детским барабаном и диким криком разбивающим стекла. Его отец - немец (Марио Адорф), а друг их семьи - поляк (Даниэль Ольбрыхский). В трагической воронке истории мальчуган попадет то на баррикады польского Сопротивления, то в цирк, развлекающий вошедших в город нацистов... Многозначный и причудливый мир «Жестяного барабана» не отпускает зрителей все два с половиной часа экранного времени...
Не менее драматичным был и сюжет следующей работы Шлендорфа - драмы «Фальшивка», события которой происходили в разрушенном междоусобной войной Ливане. Главный герой, журналист, попадал в Бейрут из привычной ему размеренной жизни цивилизованного общества и вскоре уже иначе оценивал свои прошлые проблемы...
В отличие от жестокой, порой натуралистической стилистики «Фальшивки» следующий фильм Ф.Шлендорфа «Любовь Свана» был снят оператором Бергмана Свеном Ньюквиста в манере, близкой позднему Висконти. Роскошные интерьеры, участие крупнейших европейских звезд - все это не могло не привлечь зрителей. Безусловно, фильм представлял собой лишь одну из возможных трактовок знаменитого романа Марселя Пруста, и многие критики упрекали Шлендорфа в поверхностности подхода. Однако в рамках тех творческих задач, которые поставил перед собой режиссер, «Любовь Свана», на мой взгляд, убедительная и психологически тонкая работа.
В конце 1980-х Ф.Шлендорф обратился к непривычному для его творчества жанру социально-политической антиутопии. В фантастической драме «Рассказ служанки» (по мотивам романа Маргарет Эдвуд) на экране возникает общество, напоминающее государство, описанное Джорджем Оруэллом в романе «1984».
...В тоталитарной стране, где для плебеев существуют казармы, а для элиты - роскошные особняки и подпольные притоны, нарушение экологии привело к массовому бесплодию женщин. Власти отбирают несколько сотен девушек, на которых возлагается миссия продолжения родов «сильных мира сего»...
Картина получилась, к сожалению, не слишком удачной - как в плане подчеркнуто рациональной, холодноватой режиссуры, так и по актерской игре Наташи Ричардсон, исполнившей роль главной героини.
На рубеже 1990-х Фолькер Шлендорф экранизировал роман известного швейцарского писателя Макса Фриша «Хомо Фабер», что уже само по себе является доказательством того, что его по-прежнему не пугают трудности...1