Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Телевизионный репертуар и проблема насилия на экране

Телевизионный репертуар и проблема насилия на экране
Статья 17 Конвенции Прав ребенка, принятой ООН, гласит: «Способствовать тому, чтобы масс-медиа распространяли информацию о социальной и культурной помощи детям, поощрять развитие соответствующих рекомендаций для предохранения ребенка от информационных материалов, приносящих вред его благополучию». Знакомясь с телепрограммами в различных странах мира, я убедился, что в целом ведущие западные державы в целом стремятся соблюдать эту конвенцию. Для показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия, отводится позднее вечернее и ночное время, платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра детьми младшего возраста.
А как обстоят дела в нашей стране? Конечно, насилие – частый гость российского телеэкрана. Однако насколько частый? Доступно ли экранное насилие детской аудитории? На эти вопросы я попытался ответить, анализируя репертуар обычных российских теленедель в январе 2000 года и в сентябре-октябре 2003 года. И вот, что получилось в результате.
Мониторинг 2000 года (с понедельника, 10 января по воскресенье, 16 января 2000 года)
Практически все телеканалы (кроме СТС) включали в свои новостные выпуски (от 3-х до 8-ми раз в сутки) материалы, содержащие сцены насилия (документальные съемки окровавленных жертв убийств, катастроф, военных действий, терроризма и т.д.). При этом значительная часть этих выпусков приходилась на дневное время. Шли и телепрограммы, специализирующиеся на сюжетах, связанных с насилием и жертвами насилия, кровавыми подробностями катастроф и т.п., причем, в большинстве случаев - с утренними повторами вечерних и ночных программ. «Дежурная часть», «Криминал», «Криминал: Чистосердечное признание», «Дорожный патруль», «Петровка, 38»... В среднем каждый выпуск подобной передачи - 15-20 минут. Но общее количество часов, отведенных на четырех тогдашних ведущих российских каналах для специализированных передач о насилии и преступлениях, составило примерно 22-23 часа в неделю (то есть примерно по 6 часов в неделю «криминальных передач» на один канал!).
Что же могла увидеть детская аудитория в утренних и дневных «криминальных» передачах? Вот лишь несколько примеров. Понедельник. Показ крупным планом окровавленных трупов детей, убитых квартирным грабителем, и жертв очередной мафиозной «разборки». Вторник. Снова на экране трупы убитых - задушенных и зарезанных. На сей раз показаны полуразложившиеся человеческие тела. В тот же день в 18-45 на экране кадры с окровавленным наркоманом-убийцей, выбросившимся из окна седьмого этажа. Плюс крупный план лица убитого бандита. Среда, четверг, пятница, суббота... Снова по многим каналам демонстрируются кадры с окровавленными трупами, изуродованными телами... Кстати, «криминальные» передачи разных каналов в течение дня показывали практически одни и те же сюжеты о преступлениях. Все это сплеталось в однообразный сериал экранного насилия...
В указанный период января 2000 года я провел мониторинг специальных телепередач, посвященных криминальной теме, на нескольких ведущих российских каналах. Полученные данные были сведены мною в таблицы.

Как видно из содержания таб.1, специальные криминальные передачи, включавшие документальные сцены жертв насилия и катастроф, демонстрировались разными российскими каналами практически в течение всей недели. При этом они выходили в эфир не только после 23-00, но и в утренние, дневные и вечерние часы, вполне доступные для просмотра несовершеннолетним, включая детей до 10 лет.

Анализ таблицы 2 показывает, что почти каждый день январской недели 2000 в тех или иных специальных «криминальных» передачах содержались кадры документальных съемок окровавленных трупов, жертв автодорожных и иных катастроф, бандитских перестрелок и т.д. К примеру, в передаче «Криминал» от 10.01.2000 и от 13.01.2000 были показаны крупным планом окровавленные трупы. Еще два трупа в выпуске от 14.01.2000. Два трупа в лужах крови были показаны «Дежурной частью» в передаче от 13.01.2000. Плюс крупные планы сразу четырех обезображенных и окровавленных трупов в передаче от 14.01.2000. Крупные планы убитых возникали на экране «Петровки, 38» 10 и 11 января 2000. Аналогичные документальные съемки давались в эфир самой «долгоиграющей» криминальной передачей «Дорожный патруль» (10.01.2000, 11.01.2000, 13.01.2000, 14.01.2000 и т.д.). И даже, если, к примеру, в вечерний «Дорожный патруль» в какой-то из дней и не попадали кадры с натуралистическим изображением окровавленных или обожженных трупов, в тот же день в утреннем эфире шел повтор вчерашнего вечернего выпуска, где таких кадров, хватало...
И ведь все это весьма рейтинговые передачи: по данным Е.Юдиной передачу «Криминал» в январе 2001 года смотрело 46,3% процентов аудитории, «Дорожный патруль» - 54,5%, «Дежурную часть» - 26,6% [Юдина, 2002, с.81].
Кроме того, каждое воскресенье по ТВ-6 в ту пору показывалась специальная передача «Катастрофы недели». В обозреваемый период она шла 15.01.2000 с 17-25 до 18-25. В числе сюжетов о катастрофах и авариях на земле, воде и в воздухе был и репортаж о грандиозной автокатастрофе, включавший показ десятков окровавленных трупов...
Повторяю, если бы все эти передачи были предназначены только для взрослых и шли в эфире после 23-00, быть может, не стоило бы и затевать столь, прямо скажем, тягостный для автора этих строк, мониторинг. Однако, как уже отмечалось выше, помимо ночных выпусков «патрулей» и «петровок» выходили еще и утренние, вечерние выпуски, доступные для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Мониторинг 2003 года (с понедельника, 29 сентября по воскресенье, 5 октября 2003 года)
Мониторинг был повторен мной в течение недели в сентябре-октябре 2003 года. К этому времени некоторые каналы изменили свое название (канал РТР стал называться «Россия», канал ОРТ – «Первым каналом»), а некоторые телеканалы (ТВ-6, он же ТВС) и вовсе исчезли из эфира (поэтому, например, программа «Дорожный патруль» перемесилась с ТВС на канал «Россия»)…
Вместе с тем, специальные передачи о преступлениях и катастрофах продолжали транслироваться – как в дневное, так и в вечернее время («Дежурная часть», «Дорожный патруль», «Петровка, 38» и др.). В среднем каждый выпуск подобной передачи как и раньше длился 15-20 минут. Однако они перестали заполнять эфир по выходным дням, некоторые каналы сузили их ежедневную периодичность. Поэтому общее количество часов, отведенных на 4-х ведущих российских каналах для специализированных передач о насилии и преступлениях, сократилось примерно с 23 до 9 часов в неделю (то есть в пересчете на один канал эфирное время «криминальных передач» тоже снизилось примерно вдвое) …
В указанный период сентября-октября 2003 года я провел мониторинг специальных телепередач четырех ведущих российских каналов, посвященных криминальной теме. Полученные данные были сведены мною в таблицы 3 и 4.

* В сентябре-октябре 2003 года передачи «Дорожный патруль» и «Криминальная Россия» демонстрировались только после 23 часов, когда экран уже недоступен для подавляющего большинства детей младшего возраста, поэтому контент-анализ этих передач не проводился.
Как видно из содержания таб.3, специальные криминальные передачи, включающие документальные сцены жертв насилия и катастроф, в период мониторинга осенью 2003 года демонстрировались разными российскими каналами в течение 5 дней рабочей недели. При этом утренний и дневной эфир выхода этих программ заметно сократился, хотя они, как и раньше, были вполне доступны для просмотра, к примеру, дошкольникам.

Сравнением таблиц 1, 2, 3 и 4 показывает, что уменьшилась не только частота выхода в эфир передач о криминале, но и «натуралистическая» составляющая содержания. Изображение насилия и жертв насилия на экране резко сократилось, стало более сдержанным, часто лишенным крупных планов и визуальных деталей.
Конечно, сцены насилия появляются в российском эфире и в обычных новостях. Но, во-первых, не так уж часто. А, во-вторых, не столь агрессивно и последовательно, как в специальных передачах.
В целом наш мониторинг показал, что несмотря на снижение «напора» показа сцен насилия по российскому телевидению за последние 2-3 года, говорить о соблюдении прав ребенка на получение безопасной для его психики информации по части специальных телепередач на криминальную тему пока, к сожалению, не приходится.
А вот результаты мониторинга темы насилия в телевизионном кинорепертуаре. В программе каждой недели российского телевидения - десятки фильмов и сериалов, содержащих сцены насилия в разных видах. Бесспорно, большинство из фильмов, содержащих натуралистическое изображение насилия, идет в эфире после 22-00, вдали от глаз детской аудитории. Однако нередко подобная продукция появляется и в «детское время», к примеру, с 8 часов вечера.

Мониторинг 2000 года (с понедельника, 10 января по воскресенье, 16 января 2000 года)
Чтобы не быть голословным, вновь проанализируем репертуар «отслеженной» мной теленедели с понедельника 10.01.2000 по воскресенье 16.01.2000. Поскольку меня в первую очередь интересовала тема воздействия экранного насилия на детскую и молодежную аудиторию, я сознательно наложил некоторые ограничения на мониторинг. Так был произведен контент-анализ только того кинорепертуара ведущих российских каналов, который по временным рамкам был теоретически доступен для несовершеннолетних, включая дошкольников и младших школьников: то есть во временном диапазоне с 6 часов утра до 11 вечера.
ПОНЕДЕЛЬНИК. В целом репертуар ведущих российских телекомпаний с 6-00 до 23-00 не содержал сериалов и фильмов с чрезмерно откровенными сценами насилия. Если сцены насилия и возникали по ходу сюжета, то изображались они в отраженном, сдержанном, не натуралистическом виде (к примеру, в сериале «Она написала убийство», поставленном в сетке программ НТВ в утреннем эфире). Куда больше сцен насилия и убийств в остросюжетном сериале «Жара в Лос-Анджелесе-2», который показывался с понедельника по пятницу (с 18-00 до 19-00) на канале РТР. Фантастический боевик «Горец» (НТВ, время выхода в эфир 19-45 - 22-00), как известно, практически полностью построен на теме насилия (рыцарские поединки и пр.). Конечно, это экранное насилие лишено ужасающего натурализма и сродни насилию в сказках и легендах. Кроме того, главный герой, как и следует положительному сказочному персонажу, олицетворяет собой Добро, успешно сражающееся со Злом... Впрочем, в США этот фильм шел под ограничительным грифом “R” (Restricted), то есть несовершеннолетние до 17 лет допускались на сеанс только в сопровождении взрослых. Аналогичный сериал в духе «фэнтэзи» под названием «Легенда о Вильгельме Телле» шел с понедельника по пятницу по ТВ-6. Причем в самое «детское» время - с 17-00 до 17-40. Здесь также немало сцен, в той или иной степени связанных с насилием (сражения, поединки, драки, убийства и пр.). Однако снято это опять-таки без натуралистических подробностей...
ВТОРНИК. В 21-45 РТР начал демонстрацию гонконгского фильма с участием Дж.Чана «Доспехи бога». Драк и насилия там предостаточно. Однако по манере его подачи, картину, как известно, к натуралистическим не отнесешь...
СРЕДА. По РТР с 21-45 до 23-45 показали «Доспехи бога-2». По НТВ с 19-45 до 22-00 - приключенческий боевик «Последний из племени людей-псов». Оба фильма содержат сцены насилия, но опять-таки поданного без натурализма.
ЧЕТВЕРГ. С 20-45 по 22-00, то есть в самое «смотрибельное» и доступное для детей время НТВ запустил в эфир триллер Р.Доннера «Убийцы» (1995). Особенность этого фильма в том, что в нем не только достаточно натуралистично показаны убийства, но и в том, что статус «хорошего парня» (в исполнении С.Сталлоне) получает здесь наемный «киллер», хладнокровно уничтоживший за свою «творческую жизнь» десятки людей. В кинобиографии С.Сталлоне такого рода фильмов со сценами насилия немало (серия о похождения Рембо, «Танго и Кэш», «Тюрьма» и т.д.). Все они, как правило, получали прокатные ограничения под грифом “R”. Однако ведущий российский канал спокойно начал показ «Убийц» параллельно с передачей первого канала "Спокойной ночи, малыши".
ПЯТНИЦА. С 19-45 до 21-20 канал НТВ показал очередную серию о похождениях Крутого Уокера в исполнении несгибаемого Ч.Норриса (с повтором в субботу утром). С моралью здесь все нормально. Чак - герой положительный, он борется только с плохими парнями и во имя Добра. Степень натурализма в показе насилия в данном сериале не слишком высока. Каждую пятницу с 21-45 по первому каналу (во время мониторинга он назывался ОРТ) шел американский детективный сериал «Коломбо». Очередная серия вышла и в этот раз. В сериале также есть сцены насилия (убийства, жертвы убийств и нападений и пр.).
СУББОТА. В 19-50 НТВ (уже не в первый раз) показал первую часть «бондианы» - «Доктор Но». Насилия, как известно, в данном сериале хватает, хотя убийства и драки подаются авторами с легкой иронией. В США фильмы этого сериала, как правило, идут под грифом “PG” (Parantal Guidance), то есть дети допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или взрослых.
ВОСКРЕСЕНЬЕ. С 12-05 до 14-00 на ОРТ демонстрировался российский остросюжетный фильм на тему гражданской войны «Победитель» (1976). Картина проникнута традиционными для советской эпохи идеями закономерности насилия во имя классовой борьбы и диктатуры пролетариата. С 19-00 до 21-00 ОРТ показал полную авторскую версию насыщенного насилием триллера Люка Бессона «Леон». На Западе эта лента шла с серьезными возрастными ограничениями. А первый (и самый массовый по аудитории) российский канал выпустил картину в самое «детское» время. Даром, что подруга наемного киллера в фильме - несовершеннолетняя... Чуть позже (с 21-40) ОРТ начал демонстрацию фантастического боевика класса «Б» «Не называй меня малышкой» с «секс-бомбой» Памелой Андерсон в главной роли. Детально снятые убийства в этой ленте перемежаются с эротикой в духе «софт-порно»... В тот же день НТВ дал утренний (8-15 - 9-00) повтор «ночной» серии канадского фильма «Ее звали Никита». И здесь сцен насилия хоть отбавляй... Этот же канал с 20-50 по 21-50 показал очередную часть криминального сериала «Улицы разбитых фонарей-2». Крупный план окровавленного женского лица... Мужская голова с пулевым ранением во лбу... Эти кадры включены в заставку каждой части этого популярного сериала...

Мониторинг 2003 года (с понедельника, 29 сентября по воскресенье, 5 октября 2003 года)
Начало XXI века ознаменовалось резким увеличением доли российских телесериалов в эфире. Оправившись от массированной интервенции мексиканских, бразильских и американских «мыльных опер», ведущие каналы Российской Федерации густо заполнили эфир отечественной сериальной продукцией. В силу этого бума обычные фильмы на ведущих каналах оказались, как правило, отодвинутыми в сетке программ на позднее вечернее и ночное время. В утренние и дневные часы односерийные фильмы шли редко и, как правило, не содержали сцен насилия.
К сожалению, большая часть российских сериалов не отличалась жанровым разнообразием и так или иначе была связана с темой преступлений и насилия. Период мониторинга не стал исключением – по Первому каналу всю неделю демонстрировалась очередная «Убойная сила» (временной диапазон выхода в эфир примерно между 20-00 и 21-00). По каналу «Россия» по рабочим шли сразу три «криминальных» сериала – «Бандитский Петербург» (диапазон с 17-00 до 18-00), «Каменская-3» (с 20-00 до 21-00) и «Марш Турецкого» (с 22-00 до 23–00, повтор с 13-00 до 14-00). По НТВ – два российских сериала («Агент национальной безопасности», с 11 до 12 дня; «Улицы разбитых фонарей-4», с 14-00 до 15-00 и с 19-30 до 20-30) плюс американский «экшн» «Супершпионки» (с 17-00 до 18-00). Каждый из этих сериалов содержит ряд сцен насилия (убийства, в том числе с деталями, снятыми крупным планом; перестрелки, жестокие драки и т.п.).
В среднем общая длительность демонстрации данных сериалов на четырех ведущих российских каналах составила не менее 50 часов в неделю (то есть около 7 часов ежедневно).
Корректность данных результатов мониторинга подтверждается и данными других исследований. К примеру, в мае 2001 года под руководством К.А.Тарасова был произведен мониторинг шести ведущих телеканалов России, который выявил, что «суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от менее одной минуты до 31 минуты. Продолжительность среднестатистической сцены насилия – почти 7 минут. На чистый показ насилия (…) ТВ отводит 9,5% экранного времени. В каждом втором фильме насилие вершат как минимум 7 персонажей, в каждом четвертом и того более – 17 персонажей. При показе 7% фильмов происходит воистину массовое нашествие насильников на дома россиян, которые, как известно, с помощью ТВ и видео давно уже институционализировались в качестве главных центров культурного досуга. Насильников здесь уже целых три десятка. В среднестатистическом фильме уроки насилия зрителю преподносят 10 персонажей» [Тарасов, 2003, с.121]. Бесспорно, нередко насилие на экране подается без кровавых деталей, однако «в каждом пятом фильме (22%) естественные последствия насилия показаны в полной мере, в каждом третьем (39%) – частично. (…) В каждом пятом фильме, показанном в прайм-тайм, зрительское восприятие редко или вообще не обнаруживает наказания антигероя, применяющего насилие. В каждой третьей картине оно наблюдается только в финале. (…) Насилие (хороших) персонажей в основном массиве фильмов, в десяти из девяти, наказывается либо редко, либо вообще никогда» [Тарасов, 2003, с.123].
В 2002 году аналогичный мониторинг был произведен А.П.Короченским: «солнце еще не поднялось в зенит, а мы стали свидетелями полутора десятков убийств и свыше 20 сцен преступного насилия: драк, зверских избиений, перестрелок, поножовщины, разбойных нападений, пыток и терактов. (…) За один только день 30 июля 2002 года по пяти российским каналам было показано 17 полицейско-дететективных серий и фильмов (некоторые из сериалов демонстрировались дважды в день), а также около десятка боевиков и фильмов на темы криминала. (…) Криминал стал темой № 1 отечественного телевидения. (…) Технология экранных убийств очень разнообразна, есть чему поучиться даже профессионалам-«мокрушникам». Убивают не только огнестрельным или холодным оружием: рубят кухонным топориком, колют, душат, травят ядом, режут стеклом, сбрасывают с крыши, топят и т.д. и т.п. Быстро, технично, с удовольствием. Насилие и насильственная смерть на экране выглядит не так уж страшно, на это смотрят без содрогания. Привыкание людей к криминалу способствует своеобразной психологической «легализации» преступности. Криминал воспринимается уже как рядовое, будничное явление» [Короченский, 2002, с.11].
Конечно, в отличие от документальных телепередач на криминальную тему, насилие в игровом кинематографе кажется не столь страшным и шокирующим. К примеру, малышу всегда можно сказать: «Не бойся, это же только кино! Этого дядю убили понарошку. Он не бандит, и не полицейский, а актер». Однако негативное воздействие на психику несовершеннолетних подобные просмотры все равно оказывают [среди множества научных публикаций, подтверждающих это, см. например: Stoughton, 2000, p.91].
Смею предположить, что проведенный мною контент-анализ содержания телепередач ведущих российских каналов вполне типичен для нынешней ситуации, когда телевидение репрезентирует (т.е переосмысляет) окружающий мир в виде опасной зоны, где правит криминалитет, где убийства и жестокость – обычные дела, успешно разрешающие любые социальные конфликты, а сама смерть человека – пустяк, о котором лихие персонажи забывают сразу же после меткого выстрела или удара ножом. Отсюда у многих школьников (см. например, результаты нашего опроса в приложениях №№ 1-5), что киллеры и гангстеры – это хорошо оплачиваемые профессии, достойные уважения и желания их приобрести, вместе, разумеется, с полным набором их «этики» и функций.
Какой же из всего этого следует вывод? Запретить телепередачи и фильмы на криминальную тему (а заодно и продажу видеокассет, DVD, компьютерных дисков с играми, построенными на насилии)?
Убежден, что запретами тут ничего не добьешься. Взрослая часть аудитории, бесспорно, имеет полное право знать, каково положение дел с преступностью в нашей стране и за рубежом. Как, впрочем, может смотреть по телевидению игровые фильмы на аналогичную тему. Другое дело, что все это, на мой взгляд, должно быть (хотя бы теоретически) недоступно детям до 7-10 лет с их неокрепшей и чувствительной психикой. Следовательно, фильмы и телепередачи, содержащие показ насилия, катастроф, войн и их жертв, надо сдвинуть в сетке передач на позднее вечернее и ночное время и постараться избегать утренних и дневных повторов «крутых» криминальных сюжетов. В конце концов, для утреннего и дневных эфиров можно делать сокращенные варианты документальных «криминалов» - без кровавых подробностей и крупных планов жертв насилия и террора.
Согласен, времена у нас сейчас не самые легкие. И все-таки стоит сделать все, чтобы не разрушать наивные иллюзии детства, его хрупкого благополучия. Слава Богу, наши дети (в большинстве своем), хотя бы до первых десяти лет свой жизни, обычно равнодушны к всевозможным политическим и экономическим кризисам. И в «детское» время они хотят смотреть «мультики» и веселые комедии, а не криминальные ужасы. Право ребенка на свободную от насилия информацию пора соблюдать не только на словах…
Просмотров: 13
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: